Медицинский Вестник №29 (678) / 2014

Агрессия и выгорание

27 октября 2014

Конфликтные ситуации, агрессивное поведение врачей и синдром выгорания — общемировые проблемы современного здравоохранения. Пациенты жалуются на грубое обращение, негативные высказывания в свой адрес по поводу их физического и психического состояния, а также некорректные замечания сексуального, финансового характера, неадекватное информирование о диагностике, лечении, его возможностях и прогнозе.

Конфликтные ситуации, агрессивное поведение врачей и синдром выгорания — общемировые проблемы современного здравоохранения. Пациенты жалуются на грубое обращение, негативные высказывания в свой адрес по поводу их физического и психического состояния, а также некорректные замечания сексуального, финансового характера, неадекватное информирование о диагностике, лечении, его возможностях и прогнозе.

Согласно данным мониторинга, осуществляемого службой Health and Social Care Information Centre (HSCIC) в Великобритании, в 2013 году число письменных жалоб, связанных с системой здравоохранения, увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 8%. И есть мнение, что официальные цифры — лишь верхушка айсберга. В одном из материалов журнала JAMA, отмечается, что увеличение числа случаев агрессии врачей по отношению к пациентам связано как с большей информированностью, а значит, и более пристальным контролем пациентов за поведением врачей, так и с нарастающей стрессогенностью работы медиков.

Жалобы на систему

В августе 2014 года были опубликованы данные мониторинга, осуществляемого службой Health and Social Care Information Centre (HSCIC) в Великобритании. За 2013 год число письменных жалоб, связанных с системой здравоохранения, увеличилось на 8% по сравнению с предыдущим периодом (всего 174 900). Наибольший прирост числа жалоб связан с работой бригад скорой помощи (до 28,5%), но жалуются и на другие службы: больницы, врачей общей практики, стоматологов. Есть мнение, что официальные цифры — это лишь верхушка айсберга.

Согласно результатам систематического обзора, опубликованного в этом же месяце в журнале BMJ Qual Saf (2014;23:678—689) и включившего 59 публикаций из разных стран мира (США, Австралия, Великобритания, Иран, Канада, Голландия, Швеция, Италия, Франция, Тайвань, Новая Зеландия), наиболее распространенные жалобы со стороны пациентов касаются «вопросов лечения», «вопросов организации самого процесса оказания помощи» и «вопросов, связанных с коммуникацией». Причем почти 30% связаны с отношением между врачом и пациентом, в том числе с соблюдением прав пациентов, с отказом выслушать его, отсутствием навыков общения, языковыми проблемами у врачей и т.д.

Неуравновешенный врач

Проблемы агрессивного поведения медицинского персонала п...

Ирина Самородская
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.