Фарматека №4 (337) / 2017

Актуальные вопросы лечения бронхиальной астмы

16 апреля 2017

Кафедра пульмонологии ФГБОУ ВО «Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург

В статье обсуждаются современные представления о лечении бронхиальной астмы, одного из самых распространенных и социально значимых заболеваний в мире. Рассматриваются вопросы контроля заболевания, обучения и длительного ведения пациентов. Приводятся основные группы лекарственных препаратов, рекомендованных в настоящее время для ведения взрослых больных бронхиальной астмой при стабильном течении болезни. Рассматривается ступенчатая терапия астмы. Приведены сведения о новых препаратах, рекомендованных для лечения заболевания в последние годы.

Введение

Бронхиальная астма (БА) является гетерогенным заболеванием, характеризующимся хроническим воспалением дыхательных путей, наличием респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель, которые варьируются по времени и интенсивности и проявляются вместе с вариабельной обструкцией дыхательных путей [1].

БА поражает от 1 до 18% населения в различных странах мира. Заболевание существенно снижает качество жизни пациентов и членов их семей, имеет высокую стоимость лечения, ежегодно являясь причиной смерти 250 тыс. больных в мире [1]. В Российской Федерации официально зарегистрированы 1,4 млн пациентов с БА, но истинная ее распространенность среди взрослых составляет 6,9%, а среди детей и подростков – около 10% [2]. В Санкт-Петербурге на учете состоят примерно 66 тыс. взрослых и детей, больных астмой, что составляет около 1,3% жителей города. По данным нашего эпидемиологического исследования 2000–2002 гг., распространенность БА в Санкт-Петербурге среди взрослого населения составляла 7,3%, что значительно выше данных официальной статистики [3].

В последние годы активно разрабатываются и внедряются в практику регулярно обновляемые положения международных руководств по диагностике и лечению астмы. Первый совместный доклад Всемирной организации здравоохранения и Национального института сердца, легких, крови (США) «Бронхиальная астма. Глобальная стратегия (GINA)» был опубликован в 1993 г. и основывался на мнении экспертов. В нем рекомендовалось проводить лечение астмы в зависимости от степени тяжести заболевания. В конце 1990-х гг. взамен мнения экспертов в основу принципов лечения были положены данные медицины доказательств. В России существуют Национальные клинические рекомендации по лечению астмы [3]. Настоящая статья посвящена поддерживающему лечению этого заболевания.

Существовавшие ранее рекомендации предусматривали классификацию астмы по степени тяжести на основании клинической картины и показателей функции легких до начала терапии. Однако тяжесть БА – это непостоянная характеристика. Она может меняться в зависимости от многих факторов, в т.ч. объема регулярной контролирующей терапии. Поэтому еще одна классификация рассматривается для пациентов, получающих поддерживающую терапию, и степень тяжести напрямую зависит от ее объема. В настоящее время в международных и национальных рекомендациях предусмотрено выделение контроля БА и тяжести ее течения с учетом проводимой терапии, необходимой для его достижения (табл. 1). Понятие контроля астмы появилось сравнительно недавно, однако прочно вошло в клиническую практику. Показано, что достижение контроля возможно при адекватной терапии большинства пациентов. Хотя с точки зрения пациента и общества, затраты для достижения контроля кажутся высокими, неадекватное лечение БА обходится еще дороже [4]. Для оценки контроля астмы важно использовать специальные вопросники: Asthma Control test (АСТ) и Asthma Control Questionnaire (ACQ-5), которые позволяют быстро и точно оценивать состояние больных врачами первичного звена и специалистами.

Функция легких не учитывается при оценке контроля симптомов, но ее снижение рассматривается как фактор риска обострений [3].

Ведение больных БА

Основные цели ведения пациентов с БА – это достижение и поддержание хорошего контроля симптомов болезни в течение длительного времени, минимизация рисков будущих обострений астмы, фиксированной бронхиальной обструкции и нежелательных побочных эффектов терапии [3].

Программа лечения пациентов включает установление партнерских отношений между больным и врачом, обучение, выявление и устранение факторов риска развития обострений, оценка и достижение контроля астмы, лечение обострений, терапию особых случаев астмы (беременность, аспириновая астма и др.)

Образование является важнейшим условием для установления партнерских отношений между врачом и больным.

Существуют следующие формы обучения пациентов:

  1. По способу организации подачи материала: очные (астма–школа, астма–день, астма–телефон, астма–клуб, ассоциации больных и др.), заочные (брошюры, постеры, информационные листки, журналы, игры – для детей, видеофильмы, специализированные странички в Интернете, компьютерные программы и т.д.) и комбинированные (очно-заочные) формы.
  2. По количеству обучаемых пациентов: индивидуальное и групповое обучение.

Первая «астма–школа» в России была создана в конце 1980-х гг. сотрудниками кафедры пульмонологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Программа обучения в «астма–школе» представляет собой четко разработанный план, в котором обучение больных имеет две преемственные ступени: первая ступень – индивидуальное обучение, вторая – индивидуально-групповое обучение. Для работы в условиях «астма–школы» необходима подготовка врачей, однако использование приемов обучения пациентов необходимо для любого врача, занимающегося л...

А.В. Емельянов, Е.В. Лешенкова, Г.Р. Сергеева
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.