Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №4 / 2020

Анализ запросов динамики Google Trends в России в период пандемии коронавирусной инфекции как инструмент эпидемиологического надзора

14 декабря 2020

ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) создала уникальную возможность исследовать закономерности активности пользователей в Интернете в связи с новым заболеванием и исследовать, как они связаны с реальными случаями заражения SARS-CoV-2.
Цель исследования. Эпидемиологическое и социальное изучение осведомленности населения Российской Федерации о новой коронавирусной инфекции — COVID-19.
Материалы и методы. Проведен анализ запросов по теме «COVID-19», полученных из Google Trends, за период с 09.01 по 24.09 2020 г.
Результаты. Поисковая активность по запросам, которые могут быть связаны с симптомами COVID-19 «обоняние» и «потеря обоняния», имеет выраженную позитивную корреляцию с подтвержденным числом случаев заболевания в России (r = 0,81 для запроса «обоняние» и r = 0,79 для запроса «потеря обоняния»). Между запросами «кашель», «мокрота» и реальными случаями заражения была выявлена сильная и средняя отрицательная корреляция: - 0,72 и - 0,53 соответственно. Также сильная положительная корреляция выявлена между реальными случаями заражения и запросами, связанными с диагностикой COVID-19: «КТ» (компьютерная томография; r = 0,71) и «антитела» (r = 0,79).
Заключение. Связь между относительным объемом поиска в Интернете и подтвержденным числом случаев может иметь важное значение для мониторинга быстро меняющейся эпидемической ситуации, когда требуется актуальная информация о распространении заболевания.

За последние два десятилетия, когда доступность и использование Интернета в мире возросли, население получает информацию главным образом с помощью этого нового альтернативного метода. Термин «Доктор Google» даже вошел в наш лексикон, им обозначают использование Интернета с целью поиска информации относительно имеющихся симптомов, причем часто до личного контакта с врачами.

«Инфодемиологические» методы, такие как онлайн-поиск трафика в Google, Facebook, Twitter широко используются для понимания поисковых действий населения во время эпидемии, а также для целей общественного здравоохранения [1–8]. Google Trends, который анализирует популярность определенных поисковых терминов в системе Google по всему миру, предоставляет как информацию в реальном времени, так и сведения о тенденциях (например, об изменениях интереса в Интернете к выбранным ключевым словам и темам с течением времени). В частности, Google Trends позволяет анализировать и прогнозировать такие важные вопросы здравоохранения, как распространение СПИДа, самолечение с помощью лекарств и ментальное здоровье [9]. Таким образом, данные о тенденциях, генерируемые поисковым объемом Google, могут дать ценную информацию о поведении населения и связанных со здоровьем явлениях, особенно во время вспышек инфекционных заболеваний [10–12]. Масштабы общественного интереса к COVID-19 беспрецедентны, а это означает, что тенденции в поисковом трафике в Интернете, вероятно, будут устойчивыми и надежными. Мы попытались изучить осведомленность общественности в России о COVID-19 с помощью данных запросов, полученных из Google Trends.

Материалы и методы

Базы данных

Данные по ежедневно подтвержденным случаям заболевания в России были получены с использованием ресурсов https://стопкоронавирус.рф и https://www.worldometers.info/coronavirus/. Эти данные были нормализованы по шкале от 0 до 100 для сравнения с поисковыми запросами.

Базы данных поисковых запросов

Google Trends [13] является общедоступной базой данных выборки реальных поисковых запросов, выполненных с использованием поисковой системы Google, которые анонимны, классифицированы и агрегированы. Чтобы сделать сравнения между запросами более точными, данные, извлеченные из Google Trends (GT), нормализуются по отношению к общему объему поиска, а повторные поиски, проведенные одним и тем же пользователем за короткое время, автоматически исключаются. Результаты поиска с помощью Google Trends представляются как относительный объем поиска (RSV). Результаты могут быть загружены в формате общих разделенных значений, представленных в интервале от 0 до 100.

Выбор терминов по номенклатуре и симптомам заболевания

Предварительный список поисковых терминов был составлен в соответствии с номенклатурой и симптоматикой COVID-19 [14–18].

Поскольку множественные итерации слова могут использоваться для поиска одного и того же состояния или симптома (например, миалгии и мышечной боли), GT группирует поисковые термины как тему или заболевание. Таким образом, темы или заболевания были использованы по отдельному поисковому запросу в тех случаях, когда это было применимо. В перечень терминов, обозначающих симптомы заболевания, вошли «боль в горле», «боль в груди», «диарея», «заложенность носа», «запах», «кашель», «лихорадка», «мокрота», «обоняние», «одышка», «оталгия», «потеря запаха», «потеря обоняния», «рвота», «температура», «заложенность носа».

Оцениваемая терминология заболевания включала «COVID-19», «заражение», «короновирус», «смертность» и связанные с диагностикой COVID-19 «КТ» (компьютерная томография), «ПЦР», «антитела».

Исследуемый период был установлен с 09.01 по 24.09 2020 г. (для запросов «обоняние» и «потеря обон...

Момыналиев К.Т., Акимкин В.Г.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.