Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №4 / 2020
Анализ запросов динамики Google Trends в России в период пандемии коронавирусной инфекции как инструмент эпидемиологического надзора
ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) создала уникальную возможность исследовать закономерности активности пользователей в Интернете в связи с новым заболеванием и исследовать, как они связаны с реальными случаями заражения SARS-CoV-2.
Цель исследования. Эпидемиологическое и социальное изучение осведомленности населения Российской Федерации о новой коронавирусной инфекции — COVID-19.
Материалы и методы. Проведен анализ запросов по теме «COVID-19», полученных из Google Trends, за период с 09.01 по 24.09 2020 г.
Результаты. Поисковая активность по запросам, которые могут быть связаны с симптомами COVID-19 «обоняние» и «потеря обоняния», имеет выраженную позитивную корреляцию с подтвержденным числом случаев заболевания в России (r = 0,81 для запроса «обоняние» и r = 0,79 для запроса «потеря обоняния»). Между запросами «кашель», «мокрота» и реальными случаями заражения была выявлена сильная и средняя отрицательная корреляция: - 0,72 и - 0,53 соответственно. Также сильная положительная корреляция выявлена между реальными случаями заражения и запросами, связанными с диагностикой COVID-19: «КТ» (компьютерная томография; r = 0,71) и «антитела» (r = 0,79).
Заключение. Связь между относительным объемом поиска в Интернете и подтвержденным числом случаев может иметь важное значение для мониторинга быстро меняющейся эпидемической ситуации, когда требуется актуальная информация о распространении заболевания.
За последние два десятилетия, когда доступность и использование Интернета в мире возросли, население получает информацию главным образом с помощью этого нового альтернативного метода. Термин «Доктор Google» даже вошел в наш лексикон, им обозначают использование Интернета с целью поиска информации относительно имеющихся симптомов, причем часто до личного контакта с врачами.
«Инфодемиологические» методы, такие как онлайн-поиск трафика в Google, Facebook, Twitter широко используются для понимания поисковых действий населения во время эпидемии, а также для целей общественного здравоохранения [1–8]. Google Trends, который анализирует популярность определенных поисковых терминов в системе Google по всему миру, предоставляет как информацию в реальном времени, так и сведения о тенденциях (например, об изменениях интереса в Интернете к выбранным ключевым словам и темам с течением времени). В частности, Google Trends позволяет анализировать и прогнозировать такие важные вопросы здравоохранения, как распространение СПИДа, самолечение с помощью лекарств и ментальное здоровье [9]. Таким образом, данные о тенденциях, генерируемые поисковым объемом Google, могут дать ценную информацию о поведении населения и связанных со здоровьем явлениях, особенно во время вспышек инфекционных заболеваний [10–12]. Масштабы общественного интереса к COVID-19 беспрецедентны, а это означает, что тенденции в поисковом трафике в Интернете, вероятно, будут устойчивыми и надежными. Мы попытались изучить осведомленность общественности в России о COVID-19 с помощью данных запросов, полученных из Google Trends.
Материалы и методы
Базы данных
Данные по ежедневно подтвержденным случаям заболевания в России были получены с использованием ресурсов https://стопкоронавирус.рф и https://www.worldometers.info/coronavirus/. Эти данные были нормализованы по шкале от 0 до 100 для сравнения с поисковыми запросами.
Базы данных поисковых запросов
Google Trends [13] является общедоступной базой данных выборки реальных поисковых запросов, выполненных с использованием поисковой системы Google, которые анонимны, классифицированы и агрегированы. Чтобы сделать сравнения между запросами более точными, данные, извлеченные из Google Trends (GT), нормализуются по отношению к общему объему поиска, а повторные поиски, проведенные одним и тем же пользователем за короткое время, автоматически исключаются. Результаты поиска с помощью Google Trends представляются как относительный объем поиска (RSV). Результаты могут быть загружены в формате общих разделенных значений, представленных в интервале от 0 до 100.
Выбор терминов по номенклатуре и симптомам заболевания
Предварительный список поисковых терминов был составлен в соответствии с номенклатурой и симптоматикой COVID-19 [14–18].
Поскольку множественные итерации слова могут использоваться для поиска одного и того же состояния или симптома (например, миалгии и мышечной боли), GT группирует поисковые термины как тему или заболевание. Таким образом, темы или заболевания были использованы по отдельному поисковому запросу в тех случаях, когда это было применимо. В перечень терминов, обозначающих симптомы заболевания, вошли «боль в горле», «боль в груди», «диарея», «заложенность носа», «запах», «кашель», «лихорадка», «мокрота», «обоняние», «одышка», «оталгия», «потеря запаха», «потеря обоняния», «рвота», «температура», «заложенность носа».
Оцениваемая терминология заболевания включала «COVID-19», «заражение», «короновирус», «смертность» и связанные с диагностикой COVID-19 «КТ» (компьютерная томография), «ПЦР», «антитела».
Исследуемый период был установлен с 09.01 по 24.09 2020 г. (для запросов «обоняние» и «потеря обон...