Фарматека №13 (366) / 2018

Анализ знаний врачей об основах назначения антибактериальных препаратов

31 декабря 2018

1) Областная клиническая больница, Омск, Россия;
2) Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Обоснование. Уровень осведомленности об основах фармакотерапии, включая знания об антибиотикорезистентности, у многих практикующих специалистов недостаточен. Проведено анкетирование врачей, обучающихся на цикле повышения квалификации, по основам антибактериальной терапии. Цель: изучение знаний врачей разных специальностей, работающих в лечебных учреждениях г. Омска, об основах антибактериальной терапии. Методы: анкетирование, включающее вопросы, составленные согласно данным инструкций к лекарственным препаратам и Российским клиническим рекомендациям. Тестовые задания были разделены на 4 блока, включающие вопросы по основам микробиологии, клинической фармакологии антибактериальных препаратов, антибиотикорезистентности и стратегии контроля развития антибиотикорезистентности. Результаты. Большинство специалистов правильно интерпретируют латинские названия микроорганизмов, но при этом имеют сложности с групповой принадлежностью бактерий и их спектром действия. Меньше всего затруднений вызывали вопросы, касающиеся групповых свойств антибактериальных препаратов. Среди наиболее перспективных мероприятий, направленных на сдерживание антибиотикорезистентности, все специалисты высказались за постоянное обучение основам клинической фармакологии антибактериальных препаратов и принципам их рационального назначения. Заключение. Имеющиеся знания об особенностях применения антибактериальных препаратов недостаточны, требуют дополнительного изучения.

Введение

Антибактериальные препараты (АБП) представляют собой одну из самых многочисленных групп лекарственных средств [1]. Безусловно, без их назначения не обходится не один клиницист [2–6]. При этом уровень осведомленности об основах фармакотерапии, включая знания об антибиотикорезистентности, недостаточен [5, 6]. Общеизвестны трудности в дифференциальной диагностике вирусных, бактериальных и грибковых инфекций. Это ведет к тому, что нередко при вирусных инфекциях назначают АБП [7]. В Российской Федерации этот уровень доходит до 90% [8]. В частности, в Москве антибиотики назначают в каждом четвертом случае при острой респираторной инфекции, а в некоторых городах России эта цифра достигает 50–70% [9]. Подобная тенденция характерна и для других стран мира [10].

Именно поэтому обучение специалистов, назначающих АБП, должно осуществляться постоянно. Когда? Кому? В каком режиме назначить антибактериальный препарат? Ответы на эти вопросы всегда должны быть, если принимается решение о назначении лекарственных средств данной группы. Благодаря клиническим рекомендациям этот выбор значительно облегчен [11]. В тех лечебных учреждениях, где занимаются постоянным повышением уровня знаний врачей основ фармакотерапии инфекционных заболеваний, правильный выбор АБП встречается чаще, чем в стационарах, где этому разделу не уделяют должного внимания [12].

Кроме всего прочего необходимо учитывать, что возможные неблагоприятные последствия применения АБП могут выйти за рамки воздействия на конкретного пациента, которому был назначен препарат. Это связано с тем, что применение АБП – основная причина формирования антибиотикорезистентности у бактерий. Данное явление в последние годы становится все более распространенным и представляет реальную угрозу глобальной безопасности. Увеличивается доля штаммов бактерий, устойчивых к действию большинства, а нередко и ко всем АБП. При этом известно, что заболевания, вызванные поли- или панрезистентными штаммами бактерий, имеют более тяжелое течение, риски осложнений и высокую летальность. Комплекс необходимых для стационаров мероприятий по рацио-нализации использования АБП, сдерживанию антибиотикорезистентности, контролю нозокомиальных инфекций за рубежом обозначается как Управление антибиотикотерапией (Antibiotic Stewardship), в России – как Стратегия контроля антимикробной терапией»(СКАТ) [13]. Они включают мероприятия, направленные на обеспечение рационального применения АБП: контроль резистентности возбудителей, внедрение современных рекомендаций по антибактериальной терапии, разработку и проведение специализированных образовательных программ для медицинских работников и населения, надзор за назначением АБП в лечебных учреждениях и продажей их в аптеках [14, 15].

Цель исследования: изучение знаний врачей разных специальностей, работающих в лечебных учреждениях г. Омска, об основах антибактериальной терапии.

Материал и методы: Анкетирование проводилось в рамках цикла повышения квалификации врачей в течение 2017 г. Вопросы анкеты были составлены согласно данным инструкций к лекарственным препаратам и Российским клиническим рекомендациям. Тестовые задания были разделены на 4 блока, включившие вопросы по основам микробиологии, клинической фармакологии антибактериальных препаратов, антибиотикорезистентности и стратегии контроля развития антибиотикорезистентности. Всего было 33 вопроса с пятью вариантами ответов. Правильный ответ во всех заданиях был один.

Методы

В анкетировании приняли участие 27 специалистов: 10 врачей терапевтических специальностей (нефрологи, ревматологи, врачи общей практики, гематологи и др.), 9 – хирургических (хирурги, урологи, травматологи), а также 8 бактериологов и эпидемиологов. Средний возраст терапевтов составил 35,0±3,19 года, хирургов – 41,5±3,38, бактериологов/эпидемиологов – 39,0±5,56 года. В стационаре работали 50% терапевтов, 67% хирургов и 87,5% бактериологов/эпидемиологов.

...
Е.В. Елохина, М.Б. Костенко, Л.Д. Попова, В.И. Кишкина
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.