Фарматека №10 / 2020

Бронхиальная астма: оценка знаний студентов старших курсов. Итоги исследования «ASSA-II»

24 сентября 2020

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия;
2) Детский медицинский центр «Азбука здоровья», Белгород, Россия;
3) Клиника «Любимый доктор», Белгород, Россия;
4) Клинико-диагностический центр «Медицина 31», Белгород, Россия;
5) Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия;
6) Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия;
7) Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия;
8) Днепропетровская медицинская академия, Днепр, Украина;
9) Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия

Актуальность. Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных неинфекционных хронических заболеваний, которое поражает до 339 млн человек во всем мире. Астма остается глобальной проблемой мирового здравоохранения, для решения которой ВОЗ координирует международные усилия по борьбе с заболеванием. Выраженное бремя болезни определяется не только значительным снижением качества жизни больных, случаями инвалидизации пациентов, но и риском преждевременной смерти. Для улучшения прогноза при БА необходимо придерживаться существующих руководящих принципов в области диагностики, лечения и профилактики, а также обучать пациентов контролировать уже существующее заболевание. Именно поэтому особо актуально в настоящее время проведение исследований, направленных прежде всего на повышение практических знаний не только врачей, но и будущих работников здравоохранения.
Цель исследования. Определение уровня базовых знаний по БА у студентов 5–6-х курсов (специальности «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов.
Методы. Анализ анонимного многоцентрового анкетирования в рамках второго этапа проекта ASSA (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), проведенного в 2017–2019 гг. в шести городах России и Украины.
Результаты. По итогам проведенного исследования уровень знаний студентов-старшекурсников в базовых вопросах этиологии, патогенеза, клиники и лечения БА находится на уровне выше среднего. Лучшие результаты показаны в ответах на вопросы № 2 (триггеры БА), № 6 (степени тяжести БА) и № 9 (определение длительного приступа удушья), худшие – на вопросы № 1 (определение БА), № 3 (патогенез БА) и № 2 (выбор комбинации лекарственных средств в одном доставочном устройстве).
Заключение. Проведенное анкетирование показало, что студенты-старшекурсники имеют достаточную базу знаний в области клинической картины и диагностики БА, тогда как ряд фундаментальных вопросов, касающихся определения, патогенеза и лечения данного заболевания, все еще требуют более углубленного изучения.

Введение

Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных неинфекционных хронических заболеваний, которое поражает до 339 млн человек во всем мире, и эта цифра может увеличиться до 400 млн к 2025 г. [1, 2]. В РФ в настоящее время, по данным эпидемиологического исследования, распространенность БА составляет 6,9% среди взрослых [3] и около 10% среди детей и подростков [4]. В начале XX в. врачи не считали БА самостоятельным заболеванием и лечили ее как «острое расстройство, эпизодическое обострение» [5], что было связано в первую очередь с низкой распространенностью патологии и недостаточной ее изученностью. В XXI в. астма представляет собой отдельную нозологическую единицу, фармакотерапия которой вызывает интерес специалистов во всем мире.

Значительным успехом можно считать переход БА в категорию контролируемых заболеваний, это обусловлено приверженностью врачей по всему миру единой глобальной стратегии «GINA». Внедрение результатов научных трудов в стандарты диагностики и лечения значительно повысило качество оказываемой помощи. Но, даже несмотря на возможность управлять болезнью, заболеваемость БА возрастает и она сопряжена с огромными экономическими затратами, связанными не только с расходами на лечение, но и с материальными потерями государств из-за снижения трудоспособности болеющего населения.

Рост заболеваемости отчасти обусловлен неправильной тактикой ведения пациентов на начальных этапах заболевания, недостаточной диагностикой и дифференциальной диагностикой, а иногда – неадекватной терапией БА. Вот почему возникает необходимость более квалифицированной подготовки специалистов здравоохранения на современном этапе.

Обеспечить хорошее качество жизни пациентам с БА может только надлежащее их ведение, поэтому лечащему врачу важно обладать высоким уровнем знаний в области ключевых вопросов этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики заболевания.

Именно поэтому особо актуально в настоящее время проведение данного и подобных исследований [6–9], направленных, прежде всего, на повышение практических знаний не только врачей, но и будущих работников здравоохранения.

Цель исследования: определение уровня базовых знаний по БА у студентов старших курсов (специальность «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов в вопросах диагностики, лечения и профилактики заболевания, используя метод анонимного анкетирования респондентов.

Методы

Анкетирование в рамках второго этапа многоцентрового проекта «ASSA» (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma) – исследования по оценке знаний специалистов в области БА – было проведено в 2017–2019 гг. в 6 учреждениях высшего медицинского образования России и Украины: Белгородском государственном национальном исследовательском университете (Белгород), Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко (Воронеж), Южно-Уральском государственном медицинском университете (Челябинск), Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского (Саратов), Днепропетровской медицинской академии (Днепр), Башкирском государственном медицинском университете (Уфа).

Для проведения исследования в соответствии с основными положениями руководства GINA-2017 [10] была разработана оригинальная анкета, состоящая из 12 вопросов. Каждый вопрос допускал один правильный вариант ответа, за выбор которого респонденту начислялся 1 балл. При указании верного и ошибочного вариантов одновременно ответ считался неполным или частично верным и оценивался в 0,5 балла, при выборе неверного ответа участник исследования получал 0 баллов. Таким образом, при всех правильных ответах максимальный средний балл составлял 1,0. Среднее значение совокупности верных, частично верных и неверных ответов характеризовалось как «средний уровень полноты ответа на вопрос» (СПО), эквивалентное понятие – «средний уровень правильности ответов».

Отдельно оценивались средние значения ответов каждого респондента, средние по отдельным вопросам, средние значения по всей анкете. Также анализировались закономерности ответов на отдельно взятые вопросы; допускались статистически несистемные пропуски на ответы.

В анкете студенту предложено было указать свой курс и специальность, по которой происходит обучение, а также отметить, первичным или вторичным является прохождение предложенной анкеты, после чего приступить к выполнению заданий. Фамилию респонденты не указывали, анонимность анкетирования была применена для получения более независимых результатов, без влияния фактора возможной оценки.

Студенты, принимавшие участие в анкетировании, прошли обучение по стандартным образовательным программам. Следует заметить, что рассматриваемая методика оценки уровня знаний была разработана исключительно для данного исследования, является относительной и не может полноценно отобразить уровень качества образования в вузе.

Вся информация, полученная из анкет, была внесена в электронную базу данных и обработана с помощь...

Р.А. Бонцевич, А.В. Адонина, А.В. Михно, Д.И. Куценко, Г.А. Батищева, Ю.М. Дронова, Г.Г. Кетова, В.О. Барышева, Е.В. Лучинина, Е.В. Мироненко, Г.М. Биккинина, Т.Г. Покровская
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.