Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №4 / 2022
Дело было в Элисте (к 100-летию санитарно-эпидемиологической службы)
Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия
Описаны выявление и локализация вспышки ВИЧ-инфекции, обнаруженной в одной из детских больниц в г. Элисте Калмыцкой АССР в 1988 г.
Помню, как 3 января 1989 г. мы прилетели в столицу Калмыкии Элисту на маленьком турбореактивном ЯК-42 и сошли по трапу, расположенному под хвостом самолета. Очень скоро Элиста прославилась на весь мир тем, что по инициативе первого главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова она должна была стать мировой шахматной столицей. Но это произошло через несколько лет, а тогда была серая зима, и под снегом особых степных красот было не видно.
К тому же голова была занята эпидемиологическим расследованием. Исходная версия о внутрибольничной передаче ВИЧ казалась очень правдоподобной, однако следовало исключить все другие варианты, вплоть до самых неожиданных, связанных с возможными особенностями этой глубинной территории. Не странно ли обнаружить вспышку ВИЧ на территории, находящейся так далеко от границ СССР? Но и Армавир, где распространял ВИЧ первый выявленный больной ВИЧ/СПИД, находился от Элисты не далее чем в 400 км. Нет ли здесь связи?
Зная о роли связанных с религией и этнографией факторов в передаче инфекционных агентов, я, конечно, не исключал, что они могут как-то влиять и на передачу ВИЧ. Например, процедуры, предшествовавшие погребению умерших, в частности, ритуальное обмывание покойников, обязательное по одной из мусульманских традиций, сыграло очень большую роль в распространении недавно выявленного тогда вируса Эбола. Но тогда страдали мужчины, так как процедуру должен делать старший в семье мужчина. А при ритуальном поедании умерших родственников в распространении болезни Куру, наоборот, женщины подвергались большему риску заражения, так как они готовили ритуальные блюда, в частности, запекали в бамбуковых трубках мозги умершего. А из известных мне обычаев, связанных с детьми раннего возраста, кроме обрезания мальчиков, наиболее запомнился мне упомянутый В.И. Покровским странный обычай посыпать пупок новорожденных землей, что приводило к высокой заболеваемости столбняком [1]. Не могло ли иметь место нечто неординарное и в Калмыкии? К этому времени мы уже установили, как ВИЧ не передается, но, может быть, есть еще неизвестные пути передачи? Если здесь замешаны кормящие женщины и дети, а мы только недавно обнаружили, что ВИЧ может передаваться при грудном вскармливании от инфицированной женщины ее ребенку [2], то вдруг в Калмыкии распространен обычай кормить грудью детей родственниц и подруг?
Я уже знал, что Калмыкия является единственной в Европе территорией, большая часть титульного населения которой исповедовала буддизм, а так как религиозным лидером у них является Шаджин-Лама, то полагаю, что там исповедовали буддизм в одном из ламаистских вариантов. Ламаизм связан с Тибетом, а там распространено иглоукалывание, которое теоретически могло играть роль в передаче ВИЧ. Это тоже надо было проверить.
Мы, конечно, проверяли эти гипотезы, но все они постепенно отпадали, так как никакой связи между этническими обычаями и заражением ВИЧ в Калмыкии не прослеживалось. Ни про какие опасные с точки зрения эпидемиологии привычки калмыков я так и не узнал, наоборот, многие обычаи были похвальными. Считалось, например, что калмыки никогда не пьют сырой воды, только кипяченую, чаще – в виде замечательного и весьма калорийного калмыцкого чая. Исторически они занимались скотоводством и выработали очень прочные и полезные навыки кочевого образа жизни. Ни о каком отношении ВИЧ к сельскохозяйственным животным ничего не было известно, и уж, конечно, обезьян там не водилось.
Калмыки являются одной из ветвей монгольского племени, которая еще в XVI в. переселилась в степное междуречье Урала и Волги, а потом и на ее правый берег, на современную территорию республики. После прихода советской власти они получили автономию, быстро усваивали европейскую культуру. Поэт Давид Кугультинов, «друг степей калмык», как он себя представлял пушкинскими словами, прославился на весь Союз. Многонациональное население Калмыкии производило впечатление единого советского народа. Во время фашистской оккупации в ранний период Великой Отечественной войны несколько тысяч националистически настроенных калмыков, которых немцы соблазнили освобождением от «жидо-большевистской власти», примкнули к оккупантам. За это, как тогда было принято, по приказу Сталина весь калмыцкий народ был депортирован в Сибирь. Лишь в конце 1950-х гг. калмыков вернули в родные места и восстановили автономию. Как ни странно, потом оказалось, что этот исторический факт немного, но неожиданным образом повлиял на развитие эпидемической вспышки.
Сойдя с самолета, мы были сразу встречены сотрудниками республиканской СЭС. В дальнейшем именно они и выполнили большую часть огромной технической работы по проведению расследования вспышки ВИЧ-инфекции. Хорошо помню озабоченного неожиданной ситуацией главного санитарного врача республики В.В. Липетикова, на которого неожиданно свалились новые заботы, С.П. Савченко, Н.Ф. Чемизову. Кроме них, отлично поработали и многие другие сотрудники службы. В непосредственном контакте с нашей группой был заместитель главного врача респуб...