Медицинский Вестник №20 (741) / 2016

Добровольно в обязательном порядке

24 октября 2016

Идея введения соплатежей была высказана в России не менее пяти лет назад. Средств на здравоохранение в федеральном бюджете и системе ОМС не хватало. Авторы концепции говорили, что соплатежи за рубежом — дело распространенное, что «товарно-денежные» отношения врача и пациента в медицине давно стали нормой и следовало бы сделать их легальными и контролируемыми. Соплатежи тогда предлагали брать со всех граждан — чтобы денег хватало, а система стала прозрачной. На фоне нацпроектов и закупки современного медоборудования предложение не прошло, но со временем экономическая ситуация ухудшилась, и о нем задумались вновь. Сегодня о предстоящем введении соплатежей неработающих граждан в систему ОМС можно говорить с уверенностью, вопрос лишь в сроках. Соплатежи могут послужить развитию страховой медицины или временно заткнуть финансовую дыру в системе государственного здравоохранения. Выбор делается в эти дни, но непублично.

Пока нет, но будет

Напомним, что федеральный Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предложил ввести соплатежи для неработающих трудоспособных граждан. Вслед за тем депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов внес законопроект, исключающий этих людей из числа застрахованных в системе ОМС. Юристы сочли, что работать закон будет едва ли: Конституция предусматривает оказание бесплатной медпомощи.

Прошло еще несколько месяцев, и из высказываний спикера Совета Федерации стало ясно, что появился новый законопроект — о внесении изменений в закон об обязательном медицинском страховании граждан. Более того, его подготовку намечено было завершить к 1 октября, чтобы принять одновременно с федеральным бюджетом на 2017 год. Но текст документа на сайте Госдумы до сих пор не опубликован.

— Насколько я знаю, а мы активно сотрудничаем с Комитетом по охране здоровья Государственной думы, готового законопроекта пока нет. Подобного рода законодательные инициативы появлялись уже неоднократно, поэтому вполне можно предположить, что в скором времени данный законопроект будет вынесен для обсуждения, — говорит генеральный директор Национального института медицинского права Юлия Павлова. — Но с принятием данного закона потребуется внесение изменений в целый ряд действующих нормативно-правовых актов, а это не так просто, и процесс изменения действующей системы обязательного медицинского страхования может существенно затянуться.

Обычно подготовка изменений в целый пакет законодательных актов требует как минимум года, но иногда при необходимости законопроекты принимаются гораздо быстрее, за несколько месяцев.

Бюджетных расчетов, судя по всему, также не существует. В петербургском ТФОМС сообщили, что такие документы в фонд не поступали, сотрудники с ними не работали.

Обязать или снижать?

Отсрочка может быть вызвана тем, что суть соплатежей и механизм их взимания по-разному видят в Федеральном собрании и правительстве, в том числе в Минздраве. Сходятся лишь в одном: назрела необходимость освободить бюджеты регионов от платежей за неработающих жителей, если это не пенсионеры, не дети и не учащиеся: регионы в долгах, платить нечем.

Судя по позиции Валентины Матвиенко, речь идет о соплатежах необязательных:

— Нужно либо обязать неработающих граждан платить взносы, либо снижать объем оказываемой медицинской помощи.

Из этих слов следует: те, кто хотели бы и дальше работать в теневом секторе, смогут либо платить взн...

Василий Когаловский
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.