Фарматека №7 / 2025

Домашние программы реабилитации детей с церебральным параличом: обоснованность, осуществимость и эффективность (обзор литературы)

17 октября 2025

1) Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск, Россия;
2) Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Иркутск, Россия

Болезни нервной системы, в т.ч. детский церебральный паралич (ДЦП), занимают ведущую позицию в структуре первичной инвалидности детского населения. ДЦП является самой большой группой заболеваний, подлежащих комплексной медико-психологической реабилитации. Процесс нейрореабилитации/абилитации должен учитывать этапность и последовательность становления психомоторных функций, быть интенсивным и систематическим, чтобы приводить к активации пластических возможностей головного мозга, адекватной реализации ребенком реабилитационного потенциала и его максимально возможной социальной адаптации, а также проходить при непосредственном участии семьи. Однако большинство применяемых в настоящее время восстановительных технологий доступны пациентам только в условиях неврологических стационаров или специализированных центров. В обзоре обсуждаются данные мировой литературы о необходимости, обоснованности, осуществимости и эффективности домашних программ реабилитации (ДПР) для детей с ДЦП, об их обязательной реализации на основе партнерства «врач-родитель» и семейно-центрированного подхода. Авторы подчеркивают, что грамотно выстроенная схема разработки и проведения ДПР, а также высокая приверженность семьи – ключ к их успешности и соблюдению основных принципов восстановительного лечения детей с двигательными нарушениями.

Введение

В настоящее время, несмотря на возросший уровень выживаемости новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела, благодаря достижениям современной неонатологии и доказательной медицины, совершенствованию реанимационных технологий, внедрению мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для длительного внеутробного развития ребенка на этапе выхаживания, частота неблагоприятных исходов и тяжелых инвалидизирующих неврологических отклонений в отдаленном катамнезе среди таких детей остается крайне высокой, достигая 40–50 и 70–90% соответственно, что в 20–30 раз превышает таковую в данной возрастной группе в целом [1, 2]. Лидирующее место в структуре первичной инвалидности детского населения по неврологическому профилю занимает детский церебральный паралич (ДЦП). По данным официальной статистики, в Российской Федерации (РФ) насчитывается не менее 1,5 млн детей-инвалидов с последствиями ДЦП [3]. Следует отметить, что в течение последних лет общая распространенность ДЦП остается на достаточно стабильном уровне, а в некоторых странах имеет тенденцию к снижению, и составляет от 1,96 до 3,30 случаев на 1000 живорожденных. В РФ этот показатель превышает распространенность ДЦП в других странах и в среднем составляет 4–5 случаев на 1000 новорожденных [1, 4].

По данным ряда авторов, ДЦП представляет группу непрогрессирующих синдромов, обусловленных повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга ребенка в анте-, интра- или неонатальном периоде, характеризующихся нарушением двигательной функции в связи с неправильным развитием статокинетических рефлексов (расстройство вертикализации и произвольной моторики), мышечной дистонией, парезами и параличами [4, 5]. Кроме указанных двигательных нарушений у пациентов с ДЦП возникают вторичные деформации и контрактуры вследствие изменений в нервных и мышечных волокнах, хрящах, связках, суставах [6], отмечаются когнитивные и психоэмоциональные расстройства [7], нарушения слуха, зрения, отклонения со стороны внутренних органов [4]. Ограничения в выполнении повседневных действий у детей с ДЦП обусловливают их зависимость от ухаживающих лиц и нарушают процессы социальной адаптации [8].

ДЦП является самой большой группой заболеваний, подлежащих лечению с применением средств медико-психологической реабилитации – важного аспекта практической педиатрии и необходимого этапа оказания медицинской помощи больному ребенку [9–18]. Своевременное и адекватное восстановительное лечение способно привести к значительному улучшению нарушенных функций, при этом программа реабилитации должна быть гибкой и учитывать постоянно меняющиеся физические и психологические особенности ребенка, а ее продолжительность для достижения желаемого эффекта необходимо определять с учетом реабилитационного потенциала пациента и реабилитационного прогноза [4, 19]. Неотъемлемым требованием к реабилитации детей с ДЦП является также непрерывность тренировок и обучающих занятий. Однако большинство применяемых в настоящее время восстановительных технологий доступны пациентам только в условиях неврологических стационаров или специализированных реабилитационных центров. Оказавшись дома, дети с двигательными нарушениями в основном не получают должного лечебного воздействия до следующей госпитализации.

Таким образом, целью данного обзора явилось представление и обсуждение данных мировой литературы о принципах реабилитации детей с ДЦП, о необходимости, обоснованности, осуществимости и эффективности домашних программ для их реализации вне стационара или реабилитационного центра.

Осуществлен поиск и анализ отечественных и зарубежных исследований, а именно, обзоров литературы, метаанализов и оригинальных исследований во Всероссийских и международных базах данных eLibrary, PubMed, Google Scholar, Research Gate с временным охватом публикаций за последние 15 лет по следующим ключевым словам: «дети», «детский церебральный паралич», «недееспособность», «реабилитация», «двигательные расстройства», «недоношенность», «перинатальная патология нервной системы», «нейропластичность», «семейно-центрированный подход», «эрготерапия», «домашние программы реабилитации», «дистанционная реабилитация» (children, cerebral palsy, disabilities, rehabilitation, movement disorders, prematurity, perinatal outcome, neuroplasticity, family-centered approach, occupational therapy, home-based therapy programmes, home-based intervention, home-based rehabilitation programs, telerehabilitation).

Основные методы и принципы реабилитации детей с ДЦП. Учет нейропластичности и мозгового онтогенеза при реализации терапевтических программ

На сегодняшний день не существует единого стандарта для ведения пациентов с ДЦП. В РФ в комплекс медицинской реабилитации традиционно входят: медикаментозные средства, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия, различные виды массажа, лечебной физической культуры (ЛФК), в т.ч. с использованием ассистивных технологий (биомеханотерапия, робототерапия, функц...

Машанская А.В., Власенко А.В., Белогорова Т.А., Бердина О.Н., Бугун О.В., Рычкова Л.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку