Фарматека №3 / 2020

Эффективность повторных курсов программы мультимодальной стимуляции в коррекции когнитивных и эмоционально-поведенческих нарушений после инсульта: когортное проспективное исследование

16 апреля 2020

Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия

Актуальность. В настоящее время формируется целое направление в нейрореабилитации, подтверждающее, что стимулирование множественных сенсорных модальностей (т.е. мультимодальная стимуляция – ММС) может быть полезным для коррекции неврологического дефицита после инсульта, включая снижение силы в конечностях, повышение мышечного тонуса, утрату равновесия, сенсорные, вегетативные нарушения, когнитивные и эмоционально-поведенческие расстройства.
Цель исследования: изучение влияния повторных курсов программы ММС на регресс когнитивных и эмоционально-поведенческих нарушений у пациентов после церебрального инсульта.
Методы. В когортном проспективном исследовании приняли участие 12 пациентов, проходивших реабилитационное лечение с диагнозом «церебральный инсульт». Все пациенты проходили два курса лечения с использованием программы ММС, интервал между курсами лечения составил 3–4 месяца. Программа ММС включала занятия на комплексе «Экзокисть-2», когнитивные тренинги с использованием наглядного материала или компьютерных программ, занятия на стабилометрической платформе с биологической обратной связью по опорной реакции и вибротерапию.
Результаты. После каждого из двух курсов комплексного лечения отмечено статистически значимое изменение показателей, свидетельствующее об улучшении памяти, конструктивно-пространственных навыков, концентрации внимания, способности к когнитивной переключаемости. Улучшался эмоциональный фон пациентов, наблюдался регресс депрессивных нарушений.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения исследования, получения нового опыта с целью решения проблем нейрореабилитации у пациентов после инсульта с использованием комплексных методик, включающих применение высоких технологий.

Актуальность

Инсульт представляет собой одну из основных причин смертности и инвалидизации в мире. После инсульта часто встречаются нарушения когнитивных функций, бремя которых оказывает существенное влияние как на самого пациента, так и на его семью и общество в целом [1, 2]. Изучению когнитивных нарушений после инсульта посвящены многочисленные исследования, в которых анализируются эпидемиология, патогенез, особенности вариантов клинических проявлений, прогноза развития, коморбидные состояния, наиболее эффективные подходы к лечению [3, 4]. При этом, как известно, само по себе «познание» не является унитарной концепцией, оно неразрывно связано с эмоциональным состоянием, физической активностью человека, его социальным функционированием [5, 6]. Все эти процессы, тесным образом сопряженные с многоуровневой интеграцией системы, позволяют головному мозгу осуществлять сложные умственные процессы, дают возможность выбирать и обрабатывать поступающую информацию, при этом формируется более или менее гармоничная ответная реакция, зависящая от исходного функционального состояния пациента [7, 8].

С учетом сложной природы когнитивного функционирования сегодня предпринимаются многочисленные попытки восстановления после инсульта, включая ряд нефармакологических вмешательств, таких как музыкотерапия, аэробные и силовые тренировки с всевозможными комплексами физических упражнений, эрготерапия, рациональное питание, массаж, мануальная терапия, рефлексотерапия, электростимуляция и вибротерапия [9, 10]. С развитием компьютеризированных высокотехнологичных устройств в арсенал средств восстановительного лечения вошли методы виртуальной реальности, транскраниальная магнитная стимуляция, роботизированные устройства с биологической обратной связью [11, 12].

Результаты фундаментальных исследований в области нейробиологии, нейрофизиологии когнитивной деятельности последних десятилетий свидетельствуют: объединение информации от различных сенсорных модальностей является перспективным для формирования адекватной поведенческой реакции пациента, особенно когда сигнал от единственной модальности вызывает недостаточный поведенческий отклик или когда сенсорная система в целом ослаблена [13, 14].

Мозг обладает способностью к автоматической одновременной обработке и интеграции сенсорной информации. Объединение информации из различных сенсорных модальностей облегчает способность обнаруживать, различать и распознавать сенсорные стимулы, поэтому обучение в мультисенсорной среде представляется эффективным [15, 16].

Исследования, проведенные на животных, демонстрируют, что особи, перенесшие экспериментальный инсульт, а затем подверженные мультисенсорной стимуляции через воздействие обогащенной среды, демонстрируют результаты, свидетельствующие о повышении пластичности мозга и восстановлении его функции после перенесенного острого церебрального эпизода [17].

Один из недавних систематических мета-обзоров, целью которого было объединение и оценка доказательств эффективности мультисенсорной стимуляции (т.е. стимуляции по крайней мере двух из следующих сенсорных систем: зрительной, слуховой и соматосенсорной) в качестве возможного метода реабилитации после инсульта, объединил электронные базы данных Scopus и PubMed для поиска статей, которые были опубликованы до 2015 г. (21 исследование) и, несмотря на положительные свидетельства позитивного влияния данного подхода, рекомендует проведение дальнейших исследований с рассмотрением потенциальных механизмов мультисенсорной стимуляции для реабилитации [18].

На сегодняшний день на основе полученных данных формируется целое направление в нейрореабилитации, подтверждающее, что стимулирование множественных сенсорных модальностей (т.е. мультимодальная стимуляция – ММС) может быть полезным для коррекции неврологического дефицита после инсульта, включая снижение силы в конечностях, повышение мышечного тонуса, утрату равновесия, сенсорные, вегетативные нарушения, когнитивные и эмоционально-поведенческие расстройства [19, 20].

Используемые в настоящее время в реабилитации после инсульта методы ММС включают двигательные образы, на...

Е.В. Исакова, Е.В. Слюнькова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.