Медицинский Вестник №30 (643) / 2013
Экзамен на призвание
С момента введения ЕГЭ в качестве вступительного экзамена в вузы России наша газета неоднократно обращалась к этой теме, и часто в публикациях звучало консолидированное мнение ректоров медицинских вузов о необходимости введения для будущих специалистов отрасли дополнительных испытаний, в ходе которых можно определить хотя бы профпригодность абитуриентов. Однако, несмотря на позицию преподавательского сообщества, ЕГЭ так и оставался единственным критерием поступления в медвуз, и казалось, что изменения вряд ли уже возможны. Но случилось невероятное — Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ в срок до 1 декабря 2013 г. рассмотреть вопрос о включении медицинских специальностей в Перечень специальностей, по которым при приеме на обучение проводятся дополнительные вступительные испытания.
— На медиков должны учиться только люди, считающие медицину своим призванием, — заявил президент.
Редакция «МВ» обратилась к ректорам медвузов с просьбой высказать пожелания, в какой форме целесообразнее проводить дополнительные испытания. Результаты опроса вызвали у нас некоторое недоумение.
С момента введения ЕГЭ в качестве вступительного экзамена в вузы России наша газета неоднократно обращалась к этой теме, и часто в публикациях звучало консолидированное мнение ректоров медицинских вузов о необходимости введения для будущих специалистов отрасли дополнительных испытаний, в ходе которых можно определить хотя бы профпригодность абитуриентов. Однако, несмотря на позицию преподавательского сообщества, ЕГЭ так и оставался единственным критерием поступления в медвуз, и казалось, что изменения вряд ли уже возможны. Но случилось невероятное — Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ в срок до 1 декабря 2013 г. рассмотреть вопрос о включении медицинских специальностей в Перечень специальностей, по которым при приеме на обучение проводятся дополнительные вступительные испытания.
— На медиков должны учиться только люди, считающие медицину своим призванием, — заявил президент.
Редакция «МВ» обратилась к ректорам медвузов с просьбой высказать пожелания, в какой форме целесообразнее проводить дополнительные испытания. Результаты опроса вызвали у нас некоторое недоумение.
Надо поговорить
Хотя на профессиональных конференциях и съездах ректоры, как правило, сетовали на стабильно понижающийся уровень знаний абитуриентов и подчас разительное несоответствие между результатами ЕГЭ и действительной подготовкой будущих студентов, мнение ректоров относительно формы дополнительного испытания, приведенное в настоящем опросе, уверенно склонилось в пользу собеседования и психологического тестирования.
Директор Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Пальмира Петрова констатирует:
— К сожалению, часто среди поступивших оказываются случайные люди, не ориентирующиеся в будущей профессии. Мы считаем, что эти испытания должны проводиться в форме собеседования, возможно, с привлечением психологов, для того чтобы лучше выявить человеческие качества — сострадание и желание помочь пациентам.
Ей вторит ректор Нижегородской государственной медицинской академии профессор Борис Шахов:
— Оценка абитуриента лишь по сумме баллов ЕГЭ не всегда показывает полную картину успеваемости. В последние годы у нас резко возросли показатели отчисляемости студентов первого курса. Они слабо владеют элементарными школьными дисциплинами — химией и биологией. Однако важной составляющей качества полученного образования является мотивация абитуриента. Введение дополнительного предмета в рамках вступительных испытаний спровоцирует только количественный отсев, а качественные стороны абитуриентов мы так и не узнаем. Введение психологического теста позволило бы узнать стремления, способности и желания абитуриента.
Свое особое мнение высказал ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Новицкий:
— Я отношусь к очень немногочис...