Фарматека №13 / 2022
Гендерные особенности аксиологической направленности личности медицинских работников
1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия;
4) Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;
5) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
Обоснование. Актуальность исследования аксиологической направленности личности медицинских работников обусловлена переходом здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, что требует изучения аксиосферы личности врача и пациента.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников. Методы. Всего в исследовании приняли участие 69 врачей: 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился. В исследовании использовалась методика А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной, направленная на выявление особенностей аксиологической направленности личности. Статистические методы исследования включили расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерий Манна–Уитни.
Результаты. Выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей- женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.
Заключение. Показана необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг,
разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности.
Введение
Осознание смысла своего существования является неотъемлемой частью жизни и основой саморегуляции каждого человека. Для такого осознания необходимо понимание себя как личности и части человеческого рода, объективация своего существования в терминах интериоризированной общественной системы ценностей. Механизмом такой объективации является рефлексия, осуществляемая на идеальном и инструментальном уровнях, результатом чего служит формирование и функционирование аксиологической сферы личности, которая объединяет представления о наиболее значимых критериях оценки эффективности деятельности, выраженных в понятии ценностей, и которая является ключевой для высшей регуляции жизнедеятельности. Именно с ценностями связаны стремление человека к самосовершенствованию, формирование и развитие субъектных личностных качеств. Это развитие связано с сосредоточением на существенных свойствах личности, индивидуальных интересах и целях. Также важно учитывать развитие способностей, которые обусловливают субъективную успешность как следствие освоения новых социальных ролей.
Во многих психолого-педагогических трудах подчеркивается значимость зависимости мотивации от осознания смысла деятельности и ее целенаправленности [1]. Поэтому в качестве изучения важных причин жизненной активности мы рассматриваем анализ жизненных ценностей, из которых складывается аксиологическая сфера личности.
Рассмотрение аксиологической направленности личности врачей необходимо в рамках перехода здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, эффективность которой подтверждена в ряде зарубежных стран. Построение такой модели, опирающейся на ценности пациентов, так или иначе предполагает наличие у самого врача гармоничной аксиологической сферы личности.
Аксиологический подход к психологии берет свое начало с философских воззрений. В работах философов различных школ и направлений термин «аксиология» стал использоваться как аналогия философии и теории ценностей. В настоящее время аксиология также определяется как наука о ценностях и рассматривается прежде всего в философском ключе [2].
На сегодняшний день аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, понятие, учение) рассматривается как раздел философии, изучающий природу ценностей, их происхождение и обоснование, их функции и типы, иерархию, их значение и связь с социальными и культурными аспектами человеческой жизни. Принимаются во внимание культурно-исторические аспекты возникновения и формирования ценностей, их предметная соотнесенность со структурой личности и индивидуальная значимость [3].
Рассмотрение аксиологии в русле психологической проблематики обусловлено тем, что на протяжении 1990-х гг. на одно из первых мест в философских исследованиях выдвигалась онтологическая проблематика происхождения смысла человеческого бытия, что рассматривалось в работах В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, Ю.В. Мамлеева, С.Д. Лобанова, Ю.А. Урманцева, С.А. Чернова. Личность они рассматривали с позиции ее сущностных характеристик как истоки трансценденции (В.Н. Волков).
В свою очередь использование понятия трансценденции приводит к анализу трансцендентальных, внеи надопытных оснований человеческого существования. При этом личность не может рассматриваться как вневременная структура, поскольку с точки зрения человеческого бытия именно она является исторически определенной единицей.
Аксиология как раздел философского знания сосредоточена на изучении ценностей в качестве основных принципов, определяющих все человеческие поступки и действия. В отдельную дисциплину, в рамках которой происходит изучение природы ценностей, способы из познания, их соотнесенность и суть, аксиология выделилась после кризиса гуманистических идеалов эпохи просвещения, поскольку преимущественно в рамках этого направления развивались концепции авторов, утверждавших приоритет воли над разумом. Ценность как главное понятие аксиологии впервые сформулировал Иммануил Кант в своей этической теории, где область нравственности, или «царство свободы», оказалась отделена от «царства природы». Тем самым он разграничил области сущего и должного. Ценности, которые представляют собой принципы долженствования и являются предиктором волевых качеств, рассматриваются как идеалы и выносятся в поле трансцендентного.
Далее моральую философию И. Канта продолжали в этом направлении равивать представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), теперь уже конкретно пытаясь с помощью аксиологии укрепить автономный статус сопряженных гуманитарных наук [3]. Рассматривая отнесение чего-либо к ценности в противовес субъективной оценке, Г. Риккерт сформ...