Фарматека №13 / 2022

Гендерные особенности аксиологической направленности личности медицинских работников

28 декабря 2022

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия;
4) Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;
5) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия

Обоснование. Актуальность исследования аксиологической направленности личности медицинских работников обусловлена переходом здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, что требует изучения аксиосферы личности врача и пациента.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей аксиологической направленности личности медицинских работников. Методы. Всего в исследовании приняли участие 69 врачей: 35 мужчин и 34 женщины в возрасте 40–52 лет. Отбор респондентов по стажу или отрасли медицины не производился. В исследовании использовалась методика А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной, направленная на выявление особенностей аксиологической направленности личности. Статистические методы исследования включили расчет средних арифметических, репрезентативных ошибок, а также U-критерий Манна–Уитни.
Результаты. Выявлено значительное сходство в аксиологической направленности личности врачей-мужчин и врачей- женщин, что проявляется в идентичной оценке ими гуманистической и прагматической значимости ценностей разных сфер жизни. Установлено, что потребности как врачей-мужчин, так и врачей-женщин удовлетворяются только в профессиональной деятельности, тогда как в области семейных отношений, увлечений, образования и общественной жизни наблюдаются значительные расхождения между их гуманистическими представлениями и возможностями их практической реализации в жизни. Неудовлетворенные потребности врачей могут рассматриваться в качестве основы для психологической поддержки дальнейшего развития их личности.
Заключение. Показана необходимость в условиях перехода на ценностно-ориентационную модель медицинских услуг,
разработки и реализации в медицинских учреждениях целенаправленных программ формирования и развития у медицинских работников аксиологической направленности их личности.

Введение

Осознание смысла своего существования является неотъемлемой частью жизни и основой саморегуляции каждого человека. Для такого осознания необходимо понимание себя как личности и части человеческого рода, объективация своего существования в терминах интериоризированной общественной системы ценностей. Механизмом такой объективации является рефлексия, осуществляемая на идеальном и инструментальном уровнях, результатом чего служит формирование и функционирование аксиологической сферы личности, которая объединяет представления о наиболее значимых критериях оценки эффективности деятельности, выраженных в понятии ценностей, и которая является ключевой для высшей регуляции жизнедеятельности. Именно с ценностями связаны стремление человека к самосовершенствованию, формирование и развитие субъектных личностных качеств. Это развитие связано с сосредоточением на существенных свойствах личности, индивидуальных интересах и целях. Также важно учитывать развитие способностей, которые обусловливают субъективную успешность как следствие освоения новых социальных ролей.

Во многих психолого-педагогических трудах подчеркивается значимость зависимости мотивации от осознания смысла деятельности и ее целенаправленности [1]. Поэтому в качестве изучения важных причин жизненной активности мы рассматриваем анализ жизненных ценностей, из которых складывается аксиологическая сфера личности.

Рассмотрение аксиологической направленности личности врачей необходимо в рамках перехода здравоохранения на ценностно-ориентационную модель, эффективность которой подтверждена в ряде зарубежных стран. Построение такой модели, опирающейся на ценности пациентов, так или иначе предполагает наличие у самого врача гармоничной аксиологической сферы личности.

Аксиологический подход к психологии берет свое начало с философских воззрений. В работах философов различных школ и направлений термин «аксиология» стал использоваться как аналогия философии и теории ценностей. В настоящее время аксиология также определяется как наука о ценностях и рассматривается прежде всего в философском ключе [2].

На сегодняшний день аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, понятие, учение) рассматривается как раздел философии, изучающий природу ценностей, их происхождение и обоснование, их функции и типы, иерархию, их значение и связь с социальными и культурными аспектами человеческой жизни. Принимаются во внимание культурно-исторические аспекты возникновения и формирования ценностей, их предметная соотнесенность со структурой личности и индивидуальная значимость [3].

Рассмотрение аксиологии в русле психологической проблематики обусловлено тем, что на протяжении 1990-х гг. на одно из первых мест в философских исследованиях выдвигалась онтологическая проблематика происхождения смысла человеческого бытия, что рассматривалось в работах В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, Ю.В. Мамлеева, С.Д. Лобанова, Ю.А. Урманцева, С.А. Чернова. Личность они рассматривали с позиции ее сущностных характеристик как истоки трансценденции (В.Н. Волков).

В свою очередь использование понятия трансценденции приводит к анализу трансцендентальных, внеи надопытных оснований человеческого существования. При этом личность не может рассматриваться как вневременная структура, поскольку с точки зрения человеческого бытия именно она является исторически определенной единицей.

Аксиология как раздел философского знания сосредоточена на изучении ценностей в качестве основных принципов, определяющих все человеческие поступки и действия. В отдельную дисциплину, в рамках которой происходит изучение природы ценностей, способы из познания, их соотнесенность и суть, аксиология выделилась после кризиса гуманистических идеалов эпохи просвещения, поскольку преимущественно в рамках этого направления развивались концепции авторов, утверждавших приоритет воли над разумом. Ценность как главное понятие аксиологии впервые сформулировал Иммануил Кант в своей этической теории, где область нравственности, или «царство свободы», оказалась отделена от «царства природы». Тем самым он разграничил области сущего и должного. Ценности, которые представляют собой принципы долженствования и являются предиктором волевых качеств, рассматриваются как идеалы и выносятся в поле трансцендентного.

Далее моральую философию И. Канта продолжали в этом направлении равивать представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), теперь уже конкретно пытаясь с помощью аксиологии укрепить автономный статус сопряженных гуманитарных наук [3]. Рассматривая отнесение чего-либо к ценности в противовес субъективной оценке, Г. Риккерт сформ...

Бонкало Т.И., Романова А.В., Саламатов М.Б., Ковалева М.А.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.