Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №2 / 2021
Интернет-запросы, связанные с обонянием, как маркер оценки эпидемической ситации в связи с коронавирусом SARS-COV-2
Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия
Цель исследования. Оценка полезности интернет-запросов, связанных с обонянием, для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.
Материалы и методы. Проведен анализ запросов пользователей Яндекса, связанных с обонянием, в Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской областях и Москве за период с 16.03.2020 по 21.02.2021 по неделям.
Результаты. Показана сильная временная взаимосвязь между самооценкой изменений запаха (запросы, включающие слово «обоняние», например, «потеря обоняния») и новыми случаями заражения COVID-19 в областях Центрального региона России. Выявлена корреляция между количеством запросов, связанных с обонянием, и новыми случаями заражения COVID-19: очень высокая для Москвы (r = 0,96), высокая для Брянской и Рязанской областей (r > 0,70), средняя для Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Смоленской и Тульской областей (0,5 < r < 0,7). Наблюдаемые пики запросов не связаны с сезонным обострением аллергии в России за предыдущие годы.
Заключение. Повышение внезапного интереса к обонянию среди пользователей Интернета может рассматриваться как ценный минимально инвазивный индикатор распространения коронавируса среди населения, а также для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.
В последние годы изучение больших объемов данных Интернета стало ценным способом мониторинга и анализа поведения населения в вопросах, связанных со здоровьем. Использование данных из онлайн-источников с целью улучшения общественного здоровья называется «инфодемиологией» (производное от слов «информация» и «эпидемиология») [1]. Исследования в области инфодемиологии с помощью социальных сетей, таких как Google, Twitter и др., показывают важность доступа к данным в реальном времени при оценке состояния здоровья [2–6].
С другой стороны, в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 масштабы общественного интереса к этому заболеванию в мире беспрецедентны, а это означает, что тенденции в поисковом трафике в Интернете, вероятно, будут устойчивыми и надежными. Изменения запаха и вкуса являются характерными симптомами COVID-19 [8–12], что было отмечено во многих странах: Иране, Испании, Франции, Италии, Германии, Великобритании [8, 13–16]. Эти химиосенсорные изменения обычно возникают раньше других и могут представлять собой более специфические симптомы, чем лихорадка или сухой кашель [8, 15, 17]. Соответственно мониторинг изменений запаха и вкуса в Интернете может предоставить раннюю и конкретную информацию о распространении COVID-19 среди населения в целом и поддержать мониторинг системы здравоохранения в целях оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.
Ранее нами была показана сильная корреляция между относительным объемом поиска в России при использовании поисковой системы Google между запросами «обоняние» и реальными случаями заражения (r = 0.81) [18]. Интерес к этим запросам начал нарастать по мере увеличения числа новых случаев заболевания в период с 16.03 по 11.05 и с 27.08 по 01.10.2020 (r = 0,93 и 0,87 соответственно). В период со 2 по 12.04 запросы опережали рост реальных случаев COVID-19 на 2–5 дней. «Опережение» запросов, связанных с обонянием, по отношению к новым случаям заражения может быть связано с тем, что пациенты с нарушением обоняния первоначально обращаются к онлайн-поиску по проблеме и только потом проходят тестирование на наличие SARS-CoV-2. Мы уже отмечали, что с 27.08 количество запросов, связанных с обонянием, опережало число выявленных случаев заражения по состоянию на 01.10.2020.
В настоящей работе проанализированы запросы пользователей Яндекса, связанные с обонянием, в нескольких областях Центрального региона России: Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Москве, а также проведено сравнение с новыми случаями заражения. Предположительно запросы, связанные с изменениями запаха, могут являться маркерами распространения инфекции SARS-CoV-2, а также могут быть использованы в качестве вспомогательного инструмента для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.
Материалы и методы
Исследование проводили с 16.03.2020 по 21.02.2021 по неделям (табл. 1).
Базы данных
Данные о новых (подтвержденным) случаям заболевания по неделям в Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской областях и Москве были получены из интернет- ресурсов https://стопкоронавирус.рф, сервисов Яндекса и Johns Hopkins University. Данные (при необходимости) были нормализованы по шкале от 0 до 100 на максимальное число новых (подтвержденных) случаев заболевания за неделю в исследуемый период.
Базы данных поисковых запросов
«Яндекc.Подбор слов (wordstat)» – сервис, который позволяет получить информацию о запросах пользователей Яндекса. Например, он позволяет узнать, сколько людей в месяц ищут ту или иную фразу, и посмотреть запросы, похожие по смыслу на вводимую фразу. Cтатистика запросов «Яндекc.Подбор слов» показывает, сколько раз пользователи в поисковой строке (число показов) вводили запросы, содержащие поисковое слово. Были проанализированы запросы, включающие слова «обоняния» или «обоняние». Мы предполагаем, что эти слова могли быть использованы в ключевых сочетаниях, так...