Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №2 / 2021

Интернет-запросы, связанные с обонянием, как маркер оценки эпиде­мической ситации в связи с коронавирусом SARS-COV-2

21 мая 2021

Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия

Цель исследования. Оценка полезности интернет-запросов, связанных с обонянием, для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.
Материалы и методы. Проведен анализ запросов пользователей Яндекса, связанных с обонянием, в Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской областях и Москве за период с 16.03.2020 по 21.02.2021 по неделям.
Результаты. Показана сильная временная взаимосвязь между самооценкой изменений запаха (запросы, включающие слово «обоняние», например, «потеря обоняния») и новыми случаями заражения COVID-19 в областях Центрального региона России. Выявлена корреляция между количеством запросов, связанных с обонянием, и новыми случаями заражения COVID-19: очень высокая для Москвы (r = 0,96), высокая для Брянской и Рязанской областей (r > 0,70), средняя для Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Смоленской и Тульской областей (0,5 < r < 0,7). Наблюдаемые пики запросов не связаны с сезонным обострением аллергии в России за предыдущие годы.
Заключение. Повышение внезапного интереса к обонянию среди пользователей Интернета может рассматриваться как ценный минимально инвазивный индикатор распространения коронавируса среди населения, а также для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.

В последние годы изучение больших объемов данных Интернета стало ценным способом мониторинга и анализа поведения населения в вопросах, связанных со здоровьем. Использование данных из онлайн-источников с целью улучшения общественного здоровья называется «инфодемиологией» (производное от слов «информация» и «эпидемиология») [1]. Исследования в области инфодемиологии с помощью социальных сетей, таких как Google, Twitter и др., показывают важность доступа к данным в реальном времени при оценке состояния здоровья [2–6].

С другой стороны, в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 масштабы общественного интереса к этому заболеванию в мире беспрецедентны, а это означает, что тенденции в поисковом трафике в Интернете, вероятно, будут устойчивыми и надежными. Изменения запаха и вкуса являются характерными симптомами COVID-19 [8–12], что было отмечено во многих странах: Иране, Испании, Франции, Италии, Германии, Великобритании [8, 13–16]. Эти химиосенсорные изменения обычно возникают раньше других и могут представлять собой более специфические симптомы, чем лихорадка или сухой кашель [8, 15, 17]. Соответственно мониторинг изменений запаха и вкуса в Интернете может предоставить раннюю и конкретную информацию о распространении COVID-19 среди населения в целом и поддержать мониторинг системы здравоохранения в целях оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.

Ранее нами была показана сильная корреляция между относительным объемом поиска в России при использовании поисковой системы Google между запросами «обоняние» и реальными случаями заражения (r = 0.81) [18]. Интерес к этим запросам начал нарастать по мере увеличения числа новых случаев заболевания в период с 16.03 по 11.05 и с 27.08 по 01.10.2020 (r = 0,93 и 0,87 соответственно). В период со 2 по 12.04 запросы опережали рост реальных случаев COVID-19 на 2–5 дней. «Опережение» запросов, связанных с обонянием, по отношению к новым случаям заражения может быть связано с тем, что пациенты с нарушением обоняния первоначально обращаются к онлайн-поиску по проблеме и только потом проходят тестирование на наличие SARS-CoV-2. Мы уже отмечали, что с 27.08 количество запросов, связанных с обонянием, опережало число выявленных случаев заражения по состоянию на 01.10.2020.

43-1.jpg (136 KB)В настоящей работе проанализированы запросы пользователей Яндекса, связанные с обонянием, в нескольких областях Центрального региона России: Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Москве, а также проведено сравнение с новыми случаями заражения. Предположительно запросы, связанные с изменениями запаха, могут являться маркерами распространения инфекции SARS-CoV-2, а также могут быть использованы в качестве вспомогательного инструмента для оценки эффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.

Материалы и методы

Исследование проводили с 16.03.2020 по 21.02.2021 по неделям (табл. 1).

Базы данных

Данные о новых (подтвержденным) случаям заболевания по неделям в Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской, Рязанской, Смо­ленской, Тульской областях и Москве были получены из интернет- ресурсов https://стопкоронавирус.рф, сервисов Яндекса и Johns Hopkins University. Данные (при необходимости) были нормализованы по шкале от 0 до 100 на максимальное число новых (подтвержденных) случаев заболевания за неделю в исследуемый период.

Базы данных поисковых запросов

«Яндекc.Подбор слов (wordstat)» – сервис, который позволяет получить информацию о запросах пользователей Яндекса. Например, он позволяет узнать, сколько людей в месяц ищут ту или иную фразу, и посмотреть запросы, похожие по смыслу на вводимую фразу. Cтатистика запросов «Яндекc.Подбор слов» показывает, сколько раз пользователи в поисковой строке (число показов) вводили запросы, содержащие поисковое слово. Были проанализированы запросы, включающие слова «обоняния» или «обоняние». Мы предполагаем, что эти слова могли быть использованы в ключевых сочетаниях, так...

Момыналиев К.Т., Хорошун Д.К., Акимкин В.Г.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.