Терапия №7-8 / 2018
Использование инновационной технологии в ведении больных ревматоидным артритом
1 Кафедра госпитальной терапии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика
И.П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань;
2 ГБУ Рязанской области «Областной клинический кардиологический диспансер», г. Рязань
Введение
Всемирной организацией здравоохранения в 1997 г. был введен термин «телемедицина», означающий «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ» [1].
Согласно данным литературы, около 7 млн людей в мире используют услуги телемедицины. К сожалению, их распределение по странам мира неравномерное: большинство людей, использующих данные услуги, находятся в США, Европе и Австралии [2]. Такие страны, как, в частности, Россия, намного отстают по данным позициям. Общеизвестный факт, что медицинская помощь, оказанная в срок, имеет на практике большое значение, так как благодаря дистанционному общению пациента и врача первые могут получить необходимую помощь в удобное для них время [3].
Обращаясь к истории развития телемедицины, можно проследить, что еще в 1906 г. Эйнтховеном впервые были отправлены данные электрокардиографии по телефонной линии. В 1922 г. впервые сотрудниками Готтенбургского университета были проведены дистанционные консультации моряков по радиосвязи, в 1935 г. и в Италии появилась подобная система. В России с 60-х гг. используются возможности телемедицины: так, во время полета у первых космонавтов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова производилась передача с борта космического корабля данных электрокардиографии и физиологических параметров их организма [4].
В 2017 г. Госдумой был утвержден Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [5]. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2018 г.: в нем оговорена возможность выписывать электронные рецепты на лекарства, содержащие наркотические и психотропные вещества, дано определение телемедицинских технологий. Также в этом Законе прописано, что добровольное согласие на медицинскую помощь можно собирать в электронном виде по упрощенной схеме, что пациент имеет право запрашивать и получать медицинские данные о себе. Еще один важный пункт этого документа – разрешение удаленных консультаций, сбора информации, решения об очном визите, корректировки лечения, дистанционного наблюдения за больным с применением гаджетов [6].
Одним из важных направлений телемедицины является мобильное здравоохранение, в рамках которого как докторами, так и больными используются мобильные приложения на смартфонах [7]. Они предоставляют общую информацию о заболевании и позволяют следить пациенту и врачу за активностью болезни [8, 9].
В 2015 г. в ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой было создано мобильное приложение ASpine для больных спондилитом (АС). Используя данное приложение, пациент 1 раз в неделю должен был заполнять опросники BASDAI, BASFI и отправлять информацию врачу. Кроме того, больной мог внепланово связаться с доктором при ухудшении самочувствия. В функции данного приложения входит и контроль выполнения рекомендаций по лечебной физической культуре, приему лекарств и визиту пациента к доктору. При повышении степени активности заболевания приложение автоматически оповещает врача об ухудшении состояния пациента и необходимости очного осмотра. При оценке клинического применения этого приложения авторами были получены данные, что средние значения индексов BASDAI (3,3±1,7 и 2,1±1,7, p >0,5) и BASFI (1,6±1,3 и 1,3±1,2, p >0,5) на момент включения и после 12 мес наблюдения статистически значимо не отличались. Это позволило сделать выводы о возможности использования мобильного приложения для более эффективного контроля над активностью заболевания и облегчения связи доктора и больного [10].
Во поисковой системе http://myhealthapps.net/, объединяющей мобильные приложения для здоровья, на данный момент во всем мире представлено лишь 3 интернет-системы для пациентов с ревматоидным артритом (РА), доступные на платформах apple, windows. Одним из таких приложений является APMAR – электронный дневник для больных с РА. Он напоминает пациентам о времени приема лекарств, дате посещения клиник и своевременном выполнении лабораторных анализов, предоставляет самую актуальную информацию и новости о РА, помогает больным в поиске контактных данных ревматологических учреждений. Данное приложение действует только на территории Италии [11].