Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №2 / 2011

История эпидемиологии как отражение важнейших дискуссий в медицине

1 июня 2011

ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия; ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

В статье развитие эпидемиологии как фундаментальной научной дисциплины рассматривается в аспекте известных важнейших дискуссий в истории медицины, посвященных проблемам причинности и границам предметной области эпидемиологии: между сторонниками миазматической и контагиозной концепций о причинах и сути эпидемий; «спор пера и пробирки»; о монокаузальности и причинности в медицине; о путях развития отечественной эпидемиологии в современный период.

Обычно сведения об истории науки мы получаем из отечественных учебников и руководств. Как правило, сведения эти очень краткие и отражают достижения отечественной науки и называют имена отечественных корифеев [1–4]. В этом нет ничего плохого, но следует признать, что наука не имеет
национальности, можно говорить лишь о национальном вкладе в мировую науку. Следует отметить, что российский вклад в мировую эпидемиологическую науку значителен. По выражению Д.К. Заболотного: «У нас есть, что написать на знамени борьбы с эпидемиями» [5].

История становления и развития эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки, профилактического направления изучена далеко не полностью и нет трудов, которые бы сколько-нибудь полно отражали процесс развития науки эпидемиологии. Нет однозначного ответа на вопрос:
является ли история науки неотъемлемой ее частью (разделом), так же как и предметом другой науки – истории медицины. На этот вопрос мы отвечаем так: история эпидемиологии должна быть одним из направлений (областей) исследования самой науки, что нашло отражение в новой редакции отечественного паспорта научной специальности 14.02.02–эпидемиология [6]. Это необходимо, во-первых, потому, что исторический метод уже давно интегрирован в эпидемиологию и в ряде
руководств имеет место такое понятие, как «историческая эпидемиология». Кроме того, при изучении истории науки используется не только исторический, но и вся совокупность эпидемиологических методов, а эту деятельность способен осуществлять только специалист-эпидемиолог.

История науки должна отражать динамику представлений о каждом из трех наукообразующих компонентов: предмете, методе и цели науки. На начальном этапе формирования науки первичная роль, несомненно, принадлежала ее предмету. Такие яркие трагические события, как «внезапное
пришествие» в население «моровых», «повальных» болезней, не могли не обратить на себя внимание древних исследователей. Далее постепенно стал формироваться научный метод изучения эпидемий и была сформулирована цель науки – борьба с эпидемиями.

В последующем между этими компонентами сложилась тесная диалектическая связь: совершенствование метода изменяло представление о предмете, что в свою очередь для дальнейшего

познания требовало модернизации метода. Накопленные знания меняли цель эпидемиологии – от борьбы с эпидемиями до амбициозных задач – полной ликвидации инфекций.

Компоненты, составляющие содержание предмета эпидемиологии, претерпели эволюцию в понимании их сущности, в частности, причинность, механизм развития и эпидемиологические проявления. Менялись представления и терминология о содержании и сути самого предмета – от эпидемии, к эпидемическому процессу и, наконец, популяционному уровню организации патологии и здоровья человека (заболеваемости населения и общественного здоровья). Особое место в развитии эпидемиологии занимает эволюция эпидемиологического метода исследования, ставшего ценнейшим достоянием современной медицины.

Отдельного рассмотрения в историческом аспекте заслуживают процессы дифференциации и интеграции эпидемиологии в медицине, определившие ее роль и место в современной структуре медицинских наук, а также появление новых разделов эпидемиологии – госпитальная, клиническая,
молекулярная и др.

Несомненный интерес представляют исторические знания о развитии противоэпидемических средств и мероприятий, а также системы организации противоэпидемической помощи населению.

Кроме того, история науки должна отдавать дань уважения и вписывать навечно на свои страницы имена выдающихся деятелей науки, внесших весомый позитивный вклад в ее развитие.

История эпидемиологии должна запечатлеть величайшие научные дискуссии и интеллектуальную борьбу мнений, которые красной нитью проходили через всю историю науки и рождали истину.

Это далеко не полный перечень вопросов, на которые должна дать ответы история эпидемиологии, в сфере научных исследований.

Где начало эпидемиологии? Простой ли это вопрос? Любая наука начинается с эмпирических описаний ее предмета:
– первые упоминания об эпидемиях содержатся в древних египетских папирусах Аменофиса I, датированных 3790–3710 гг. д...

Далматов В.В., Брико Н.И., Стасенко В.Л.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.