Терапия №2 / 2021
Изучение локальных особенностей фармакоэпидемиологии антигипертензивных лекарственных средств как средство поиска путей оптимизации лечения артериальной гипертензии
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Аннотация. Цель – изучение локальных особенностей фармакоэпидемиологии лекарственных препаратов, применяемых для лечения артериальной гипертензии (АГ) в Курске, по результатам анкетирования провизоров и фармацевтов.
Материал и методы. Проведен статистический анализ 120 оригинальных анкет, заполненных провизорами и фармацевтами.
Результаты. Установлено, что за несколько последних лет общая структура назначения и применения различных классов антигипертензивных препаратов (АГП) существенно не изменилась, но в ней выявлены региональные особенности: а) значимая доля АГП короткого действия, что может свидетельствовать об отсутствии у пациентов адекватно подобранной ежедневной терапии АГ; б) значимые доли АГП из низкого и среднего ценового сегмента, что связано как с экономической ситуацией в регионе и стране в целом, так и отсутствием адекватной информированности специалистов о других АГП; 3) большой процент монопрепаратов и свободных комбинаций АГП, что может быть связано с терапевтической инертностью врачей и пациентов.
Заключение. Увеличение комплаентности пациентов, гармонизация фармакотерапии в соответствии с действующими клиническими рекомендациями являются главными путями оптимизациями лечения АГ.
Повышенное артериальное давление (АД) является одним из важнейших факторов риска, которое в совокупности с другими патологическими состояниями сердечно-сосудистой системы способствует высокой частоте смертности и инвалидизации населения во всем мире [1]. Кроме того, артериальная гипертензия (АГ) – наиболее распространенное сердечно-сосудистое заболевание (ССЗ) среди взрослого населения планеты, зачастую во многом определяющее негативный прогноз пациентов, особенно при вовлечении в патологический процесс поражений органов-мишеней (сосуды, сердце, мозг, почки), связанных с гипертонией, либо при ассоциации с другими кардиоваскулярными заболеваниями (ишемической болезнью сердца, хронической сердечной недостаточностью, цереброваскулярными заболеваниями) [2].
В соответствии с действующими международными и российскими клиническими рекомендациями, главной целью лечения АГ служит максимальное снижение риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смерти. Достижение поставленной цели возможно не только за счет снижения уровней АД до целевых цифр; крайне важна еще и модификация других факторов риска, а также обеспечение органопротективных и прогноз-модифицирующих эффектов фармакотерапии [3, 4].
Одно из перспективных направлений в решении задач, поставленных перед здравоохранением в вопросах лечения и вторичной профилактики при АГ, – проведение фармакоэпидемиологических исследований и использование их результатов для оптимизации терапии [5]. В случае с лечением АГ в основе таких исследований лежит один из двух подходов:
1) анализ проводимой антигипертензивной фармакотерапии в условиях реальной практики, когда в наблюдение включают пациентов, получающих медикаментозное лечение, и анкетируют либо врача, либо самого пациента, либо провизора;
2) изучение потребительского поведения пациентов и влияние различных источников информации на принятие решения о покупке конкретных лекарственных препаратов.
Оба подхода имеют право на жизнь и могут быть применимы для оценки рациональности проводимой терапии и планирования мер по улучшению контроля АД на уровне популяции [6].
С целью изучения фармакоэпидемиологии лекарственных средств, применяемых для лечения АГ, в России в течение последних лет проводилась исследовательская программа под общим названием ПИФАГОР. Первые три ее этапа были реализованы в начале 2000-х гг. (ПИФАГОР I–II – в 2001–2002 гг., ПИФАГОР III – в 2008 г.). Все они были посвящены оценке структуры и частоты назначения различных антигипертензивных препаратов (АГП) в реальной клинической практике. Важным результатом этих исследований стало выявление сильных и слабых мест во врачебных назначениях в свете действовавших на тот момент Национальных рекомендаций по диагностике и лечению АГ [7, 8]. В дальнейшем (2013) в связи с выходом новых редакций зарубежных и отечественных рекомендаций был дан старт исследованию ПИФАГОР IV. Сравнительный анализ всех четырех исследований по структуре применяемых лекарственных средств показал неизменный приоритет 5 основных классов АГП: ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ), бета-адреноблокаторов (ББ), диуретиков, блокаторов кальциевых каналов (БКК) и блокаторов рецепторов ангиотензина II (БРА II). Их совокупная доля среди врачебных назначений достигла 95,4%. Межклассовое соотношение долей на момент исследования ПИФАГОР IV стало относительно равномерным с некоторым превалированием класса ингибиторов АПФ (24,2%) и меньшей долей БРА II (около 16%). Процент назначений АГП дополнительных классов, не входящих в препараты первой линии, был малозначительным: для средств центрального действия он составил 3,4%, для альфа-адреноблокаторов не превышал 1,2% [9].
Следует отметить, что ввиду ряда объективных причин динамика применения фармакологических групп АГП в настоящее время существенно отличается от результатов, полученных в серии исследований ПИФАГОР.
Во-первых, с момента начала исследования ПИФАГОР IV прошло более 5 лет, а фармрынок отличается высокой изменчивостью.
Во-вторых, за указанный период были неоднократно и существенно пересмотрены гайдлайны по лечению АГ, уточнены предпочтительные показания к применению различных классов АГП. Важнейшим достижением современных клинических рекомендаций, по мнению большинства экспертов, стал существенный сдвиг парадигмы в сторону применения фиксированных комбинаций (ФК) антигипертензивных средств. Было установлено, что их использование способно повышать эффективность и приверженность к лечению, снижать стоимость фармакотерапии у большинства пациентов даже на этапе стартовой терапии [3, 10, 11].
В-третьих, фармакоэпидемиологические данные, полученные в крупномасштабных исследованиях в результате анкетирования врачей, отличаются от данных, полученных в ходе опроса аптечных специалистов. Этот момент следует иметь в виду потому, что рекомендация врача является важным, но не единственным фактором, определяющим потребительское поведение клиентов аптек при принятии решения о покупке конкретного лекарственног...