Терапия №2 / 2021

Изучение локальных особенностей фармакоэпидемиологии антигипертензивных лекарственных средств как средство поиска путей оптимизации лечения артериальной гипертензии

19 марта 2021

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Аннотация. Цель – изучение локальных особенностей фармакоэпидемиологии лекарственных препаратов, применяемых для лечения артериальной гипертензии (АГ) в Курске, по результатам анкетирования провизоров и фармацевтов.
Материал и методы. Проведен статистический анализ 120 оригинальных анкет, заполненных провизорами и фармацевтами.
Результаты. Установлено, что за несколько последних лет общая структура назначения и применения различных классов антигипертензивных препаратов (АГП) существенно не изменилась, но в ней выявлены региональные особенности: а) значимая доля АГП короткого действия, что может свидетельствовать об отсутствии у пациентов адекватно подобранной ежедневной терапии АГ; б) значимые доли АГП из низкого и среднего ценового сегмента, что связано как с экономической ситуацией в регионе и стране в целом, так и отсутствием адекватной информированности специалистов о других АГП; 3) большой процент монопрепаратов и свободных комбинаций АГП, что может быть связано с терапевтической инертностью врачей и пациентов.
Заключение. Увеличение комплаентности пациентов, гармонизация фармакотерапии в соответствии с действующими клиническими рекомендациями являются главными путями оптимизациями лечения АГ.

Повышенное артериальное давление (АД) является одним из важнейших факторов риска, которое в совокупности с другими патологическими состояниями сердечно-сосудистой системы способствует высокой частоте смертности и инвалидизации населения во всем мире [1]. Кроме того, артериальная гипертензия (АГ) – наиболее распространенное сердечно-сосудистое заболевание (ССЗ) среди взрослого населения планеты, зачастую во многом определяющее негативный прогноз пациентов, особенно при вовлечении в патологический процесс поражений органов-мишеней (сосуды, сердце, мозг, почки), связанных с гипертонией, либо при ассоциации с другими кардиоваскулярными заболеваниями (ишемической болезнью сердца, хронической сердечной недостаточностью, цереброваскулярными заболеваниями) [2].

В соответствии с действующими международными и российскими клиническими рекомендациями, главной целью лечения АГ служит максимальное снижение риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смерти. Достижение поставленной цели возможно не только за счет снижения уровней АД до целевых цифр; крайне важна еще и модификация других факторов риска, а также обес­печение органопротективных и прогноз-модифицирующих эффектов фармакотерапии [3, 4].

Одно из перспективных направлений в решении задач, поставленных перед здравоохранением в вопросах лечения и вторичной профилактики при АГ, – проведение фармакоэпидемиологических исследований и использование их результатов для оптимизации терапии [5]. В случае с лечением АГ в основе таких исследований лежит один из двух подходов:

1) анализ проводимой антигипертензивной фармакотерапии в условиях реальной практики, когда в наблюдение включают пациентов, получающих медикаментозное лечение, и анкетируют либо врача, либо самого пациента, либо провизора;

2) изучение потребительского поведения пациентов и влияние различных источников информации на принятие решения о покупке конкретных лекарственных препаратов.

Оба подхода имеют право на жизнь и могут быть применимы для оценки рациональности проводимой терапии и планирования мер по улучшению контроля АД на уровне популяции [6].

С целью изучения фармакоэпидемиологии лекарственных средств, применяемых для лечения АГ, в России в течение последних лет проводилась исследовательская программа под общим названием ПИФАГОР. Первые три ее этапа были реализованы в начале 2000-х гг. (ПИФАГОР I–II – в 2001–2002 гг., ПИФАГОР III – в 2008 г.). Все они были посвящены оценке структуры и частоты назначения различных антигипертензивных препаратов (АГП) в реальной клинической практике. Важным результатом этих исследований стало выявление сильных и слабых мест во врачебных назначениях в свете действовавших на тот момент Национальных рекомендаций по диагностике и лечению АГ [7, 8]. В дальнейшем (2013) в связи с выходом новых редакций зарубежных и отечественных рекомендаций был дан старт исследованию ПИФАГОР IV. Сравнительный анализ всех четырех исследований по структуре применяемых лекарственных средств показал неизменный приоритет 5 основных классов АГП: ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ), бета-адреноблокаторов (ББ), диуретиков, блокаторов кальциевых каналов (БКК) и блокаторов рецепторов ангиотензина II (БРА II). Их совокупная доля среди врачебных назначений достигла 95,4%. Межклассовое соотношение долей на момент исследования ПИФАГОР IV стало относительно равномерным с некоторым превалированием класса ингибиторов АПФ (24,2%) и меньшей долей БРА II (около 16%). Процент назначений АГП дополнительных классов, не входящих в препараты первой линии, был малозначительным: для средств центрального действия он составил 3,4%, для альфа-адреноблокаторов не превышал 1,2% [9].

Следует отметить, что ввиду ряда объективных причин динамика применения фармакологических групп АГП в настоящее время существенно отличается от результатов, полученных в серии исследований ПИФАГОР.

Во-первых, с момента начала исследования ПИФАГОР IV прошло более 5 лет, а фармрынок отличается высокой изменчивостью.

Во-вторых, за указанный период были неоднократно и существенно пересмотрены гайдлайны по лечению АГ, уточнены предпочтительные показания к применению различных классов АГП. Важнейшим достижением современных клинических рекомендаций, по мнению большинства экспертов, стал существенный сдвиг парадигмы в сторону применения фиксированных комбинаций (ФК) антигипертензивных средств. Было установлено, что их использование способно повышать эффективность и приверженность к лечению, снижать стоимость фармакотерапии у большинства пациентов даже на этапе стартовой терапии [3, 10, 11].

В-третьих, фармакоэпидемиологические данные, полученные в крупномасштабных исследованиях в результате анкетирования врачей, отличаются от данных, полученных в ходе опроса аптечных специалистов. Этот момент следует иметь в виду потому, что рекомендация врача является важным, но не единственным фактором, определяющим потребительское поведение клиентов аптек при принятии решения о покупке конкретного лекарственног...

А.А. Корнилов, К.А. Солдатова, С.В. Поветкин
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.