Фарматека №4 / 2025

Изучение проблем освоения дисциплины «Фармакология» студентами третьего курса

11 июля 2025

1) Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии, Казань, Россия;
2) Филиал Казанского федерального университета, Джизак, Республика Узбекистан;
3) Казанская государственная медицинская академия – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии, Казань, Россия

Обоснование: Фармакология как базовая медицинская научная дисциплина обеспечивает научную основу для безопасного и рационального назначения лекарств. Освоение фармакологии является сложной задачей, поскольку требует интеграции знаний различных дисциплин.
Цель исследования: провести сплошное анонимное письменное анкетирование и оценить проблемы студентов 3-го курса при изучении дисциплины «Фармакология».
Материалы и методы. С целью оценки проблем освоения дисциплины «Фармакология» проведено сплошное анонимное письменное анкетирование 73 студентов 3-го курса по направлениям подготовки «Лечебное дело» и «Стоматология» в филиале Казанского Федерального университета в г. Джизаке Республики Узбекистан.
Результаты. Выявлено, что недостаток знаний по предметам биохимия, нормальная физиология и патологическая физиология являются причиной трудностей освоения дисциплины «Фармакология» студентами 3-го курса независимо от профиля подготовки. Студентам лечебного направления в целом требуется меньше времени для подготовки к занятиям по дисциплине «Фармакология», чем студентам стоматологического направления подготовки. Значимость лекционного материала при освоении предмета «Фармакология» высокая. Языковой барьер является проблемой при освоении предмета на русском языке.
Заключение. Результаты исследования показали, что для качественного изучения предмета «Фармакология» студентам необходимы хорошие базовые знания фундаментальных дисциплин.

Обоснование

Для осуществления рациональной и безопасной медицинской деятельности необходимо знание науки о лекарствах – фармакологии. Врачи несут ответственность за назначение лекарств, отсутствие знаний в области фармакологии может привести к ошибкам в лечении, ведущим к инвалидности, госпитализации и смерти. Соответственно, изучение фармакологии влияет на общественное здравоохранение во всем мире [1]. Общественность, непрофессиональные средства массовой информации и медицинские работники уже давно выражают серьезную обеспокоенность по поводу высокой частоты ошибок при назначении лекарств, которые ставят под угрозу безопасность пациентов, включая смерть некоторых пациентов, что в основном объясняется отсутствием у выпускников медицинских вузов навыков безопасного и эффективного назначения лекарств. Существуют также неопровержимые доказательства того, что всепроникающие и распространенные отношения между врачом и фармацевтической промышленностью оказывают сильное влияние на привычки назначения лекарств и лекарственное образование врачей [2].

Обучение фармакологии в медицинских учебных заведениях в разных странах происходит по-разному. Так, на факультете медицинских наук в Университете Макмастера не существует традиционных дисциплинарных границ, разделяющих преподавание и изучение основных медицинских наук, таких как физиология и фармакология [3]. В российских медицинских университетах на постсоветском пространстве сохраняется раздельное преподавание базовых дисциплин, в т.ч. предмета «Фармакология».

Исследований, посвященных изучению реальной картины проблем изучения предмета «Фармакология», к сожалению, не так много. Так, опрос 2006 г., проведенный во Франции с целью изучения статуса основной учебной программы базисной и клинической фармакологии в учебных часах в 6-летней программе обучения медицинских наук, показал, что время, отведенное на программу обучени...

Титаренко А.Ф., Таштанбекова Ч.Б., Александрова Э.Г., Абакумова Т.Р., Шакирова А.П.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку