Фарматека №8 / 2022

К вопросу о повышении удовлетворенности пациентов результатами косметологических процедур

5 сентября 2022

1) Центр психологического консультирования и косметологии ООО «БЬЮТИ-МЕДЭКСПЕРТ», Иркутск, Россия;
2) Кафедра дерматовенерологии и косметологии, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия

Обоснование. На сегодняшний день нередко встречаются пациенты, оставшиеся неудовлетворенными полученными косметологическими результатами, в связи с чем особую актуальность приобретает изучение причин недовольства пациентов полученными результатами, а также путей повышения удовлетворенности пациентов косметологической помощью.
Цель исследования: изучить удовлетворенность пациентов косметологической помощью по динамике показателей самоотношения пациентов в процессе оказания комплексной косметологической программы по сравнению с традиционной косметологической программой.
Методы. Клинический осмотр, клиническая беседа, опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилева. Показатели самоотношения (аутосимпатия, самопринятие) расценивались как маркеры удовлетворенности пациента. Изменение удовлетворенности пациентов результатом косметологической помощи оценивалось по динамике показателей самоотношения с использованием методов математической статистики (критерий Уилкоксона, t-критерий Стьюдента).
Результаты. В ходе исследования было выявлено проблемное самоотношение у 77,1% пациентов, не удовлетворенных результатами прежних косметологических вмешательств. Оказание комплексной (включающей психологическую коррекцию) косметологической помощи данным пациентам способствовало повышению удовлетворенности пациентов полученными результатами косметологических вмешательств, о чем свидетельствуют статистически значимые различия показателей самоотношения (как маркеров удовлетворенности) в основной группе до и после комплексной коррекции, а также в сравнении с контрольной группой, где психологическая помощь не оказывалась.
Заключение. Применение косметологом комплексной косметологической программы, включившей косметологические процедуры и психологическую коррекцию, способствовало оптимизации самоотношения и повышению удовлетворенности пациентов результатами косметологической помощи.

Обоснование

Несмотря на многообразие современных косметологических методов коррекции признаков возрастных изменений кожи и мягких тканей лица, а также на их доказанную эффективность, в практике косметолога нередко встречаются пациенты, оставшиеся неудовлетворенными результатом косметологического вмешательства, хотя проведение последнего осуществлялось в соответствии со всеми современными требованиями (высококвалифицированный специалист, применение качественного препарата, лицензированное учреждение).

Подобные ситуации заставляют нас искать ответы на вопросы: с чем связана неудовлетворенность пациентов, как повысить удовлетворенность пациентов результатами косметологических вмешательств?

По нашему мнению, условно можно выделить три основные группы причин неудовлетворенности пациентов результатами косметологического вмешательства:

1. Недостаточная квалификация врача в применении той или иной методики (группа причин, связанных с врачом).

2. Ограниченные возможности действия препаратов, используемых косметологами (группа причин, связанных с препаратом).

3. Особенности реакций организма пациента, а также завышенные ожидания пациента (группа причин, связанных с пациентом).

Следует отметить, что все причины, которые связаны с самим пациентом (с особенностями реакций его организма) рассматриваются преимущественно в соматической сфере (анатомия, физиология, биохимия, патофизиология и т.д.). Психической же сфере личности пациента, на наш взгляд, не уделяется должного внимания.

На практике косметолог на этапе диагностики в основном обращает внимание на локальный статус (состояние кожного покрова, мягких тканей лица, шеи, декольте), а также на соматический статус (наличие хронических заболеваний, аллергических реакций и т. д.), психический же статус пациента косметологом не берется во внимание в большинстве случаев. Например, в случае обращения пациента по поводу выраженности морщин, складок на лице косметолог практически без особого труда оценит выраженность изменений, наличие показаний и противопоказаний к косметологической процедуре, назначит необходимые процедуры, но не оценит особенностей личности пациента, его эмоциональное состояние, его отношение к себе и проводимой коррекции. Хотя последние факторы достаточно значимы в оценке пациентом конечного результата курса процедур.

На наш взгляд, одной из причин неудовлетворенности пациентов результатами косметологических вмешательств является его отношение к себе (самоотношение). Как известно, отношение личности к себе определяет и отношение личности к ситуации, в частности к полученной косметологической помощи [1, 2].

И если мы хотим повысить удовлетворенность пациентов результатами косметологических процедур, то косметологам следует обратить внимание и на психологические особенности пациента, в частности на его самоотношение. Тем более что многие авторы сходятся во мнении относительно завышенной самооценки и высокого уровня притязаний, а также расхождения между «я реальным» и «я идеальным» пациенток, часто посещающих центры эстетической медицины [3–5].

Цель исследования: изучить удовлетворенность пациентов косметологической помощью по динамике показателей самоотношения пациентов до и после проведения комплексной косметологической программы по сравнению с традиционной косметологической программой.

Методы

Дизайн исследования

В исследование приняли участие 83 пациентки в возрасте от 27 до 53 лет (средний возраст – 35,4±2,18 года), обратившиеся к косметологу по поводу проявлений признаков инволюционных изменений мягких тканей лица (изменение качества кожи, наличие морщин, складок).

Оценка пациентом полученного результата во многом зависит от его отношения к самому себе, в связи с чем мы использовали опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, позволяющий оценить отношение пациента к себе в целом (глобальное самоотношение), а также по отдельным шкалам (самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание, самообвинение, самоуверенность, самопринятие) [6]. Данная методика позволяет найти ответы на следующие вопросы: насколько личность себе нравится (в т.ч. и после косметологических манипуляций), себя понимает и принимает, интересуется собой, уверена в себе?

Изменение удовлетворенности пациентов результатом косметологической помощи оценивалось по динамике показателей самоотношения с использованием методов математической статистики.

На первом этапе исследования мы изучили уровень самоотношения 83 пациенток, обратившихся к косметологу по поводу возрастных изменений. Из них у 64 (77,1%) пациенток выявлено проблемное самоотношение. Проблемное самоотношение подразумевает либо завышенное, либо заниженное отношение личности к себе. Интерпретация полученных данных проведена в соответствии с рекомендациями авторов указанного опросника, где оптимальное самоотношение диагностируется при результате 45–55 баллов.

Во втором этапе исследования приняли участие 64 женщины с проблемным са...

Н.Н. Николаева, И.О. Малова
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.