Акушерство и Гинекология №8 / 2023

Коммуникационные технологии в укреп­лении здоровья беременных женщин и детей

31 августа 2023

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Москва, Россия;
3) ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, Иваново, Россия

Цель: Оценка эффективности реализации общероссийской коммуникационной кампании в области здоровья матери и ребенка МАМАmobi-СМСмаме, направленной на информационное сопровождение, социально-психологическую поддержку и профилактику рисков здоровья матери и ребенка с использованием мобильных средств связи и каналов коммуникации.
Материалы и методы: Программа разработана междисциплинарной группой врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров, социологов, психологов, юристов и специалистов в области коммуникаций. Разработан алгоритм создания материалов, включая тестирование в целевой аудитории сообщений, инфографики и видео методом фокус-групп. Программа впервые была запущена в 2011 г. на базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» МЗ РФ. Искусственный интеллект формирует индивидуальные пакеты сообщений для каждого пользователя в зависимости от даты родов и дня рождения ребенка и сопровождает в течение всего срока беременности и первых лет жизни ребенка. Для оценки эффективности каналов коммуникации и степени их воздействия на беременных женщин и матерей с детьми первого года была разработана серия комплексных социологических опросов.
Результаты: Всего в период с 2011 по 2022 гг. программой было охвачено более 15 млн женщин; покинули программу до окончания сроков рассылки не более 2,5–3% пользователей. Советам Программы «регулярно» следовали 50–60% пользователей, «иногда» – 30–40%. Важным фактором поддержания интереса и удержания участников в программе является формирование «психологической приверженности». Большинство участниц (75%) отметили полезность советов о психологическом состоянии во время беременности. Более половины участников (56,9%) регулярно сохраняют сообщения с целью вторичного обращения к ним, 25,8% – иногда.
Заключение: Исследования программы MAMAmobi-СМСмаме показали, что информационные и коммуникативные технологии представляют собой эффективный инструмент формирования ответственного и рационального отношения к своему здоровью, здоровью близких и детей, способствуют выбору самосохранительной модели поведения.

Вклад авторов: Дмитриева Е.В., Рюмина И.И., Байбарина Е.Н. – концепция и дизайн исследования; Дмитриева Е.В. – сбор и обработка материала, статистическая обработка данных; Дмитриева Е.В., Рюмина И.И. – написание текста; Рюмина И.И., Байбарина Е.Н., Посисеева Л.В. – редактирование.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование: Авторы подтвердили отсутствие финансовой поддержки.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Дмитриева Е.В., Байбарина Е.Н., Посисеева Л.В., Рюмина И.И. Коммуникационные технологии в укреплении здоровья беременных женщин и детей.
Акушерство и гинекология. 2023; 8: 178-185
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2023.68

Современная Россия развивается в условиях беспрецедентного давления внутренних демографических факторов и рисков общественному здоровью, приходящих с внешнего контура, – COVID, SARS и др. При этом сезонные эпидемии оказывают порой не меньшую нагрузку на систему здравоохранения, чем мировые пандемии. В решении стратегических задач страны по совершенствованию системы медицинского обслуживания и укреплению демографического потенциала особая роль отводится продвижению здорового образа жизни, изменению поведения и формированию осознанного, рационального и ответственного отношения к своему здоровью, здоровью своих близких, и в первую очередь своих детей [1]. Ключевым инструментом профилактических мероприятий, продвижения здоровья, а также снижения нагрузки на врачей и медицинские учреждения является развитие технологичных коммуникативных кампаний, основанных на использовании современных каналов связи – мобильные телефоны/смартфоны, социальные сети, мессенджеры и т.п.

В современных условиях не только общество нуждается в информационных и коммуникативных технологиях, но также и развитие технологического суверенитета возможно только при условии здорового общества и демографического благополучия. Так, например, ведущие эксперты в области искусственного интеллекта полагают, что прогресс в создании «супер-интеллекта» возможен лишь при условии повышения уровня общественного здоровья и более тесного взаимодействия организаций, связанных с продвижением здоровья [2].

Социологические опросы констатируют низкую информированность женщин о профилактике нарушений как собственного здоровья во время беременности, так и развивающегося плода, и ребенка [3–5]. В рекомендациях ведущих специалистов-неонатологов акцентируется внимание на важности социально-психологической поддержки женщин в период грудного вскармливания, профилактики инфекционных заболеваний у супружеских пар, развития когнитивных функций новорожденных, своевременного обследования беременных женщин и соблюдения ими рекомендованного графика посещения врача акушера-гинеколога, которые необходимо включать в подготовку и информирование будущих родителей [6–9].

Результаты опроса медицинских работников свидетельствуют о признании важности консультирования и обучения беременных, однако не всегда рекомендации для женщин являются подробными, направленными на предупреждение реализации факторов перинатального риска, доступными для понимания, своевременными, а также учитывающими их образ жизни. Половина из опрошенных медицинских специалистов отмечают проблемы в проведении качественного профилактического консультирования в связи с дефицитом рабочего времени [10].

Повысить информированность беременных женщин и женщин с новорожденными детьми возможно с помощью коммуникационных программ, основанных на новейших мобильных средствах связи. На данный момент в России функционирует огромное количество интернет-ресурсов и сервисов онлайн-консультирования. Тем не менее их эффективность в вопросах образования и информирования беременных женщин и мам с новорожденными детьми остается недостаточной, в том числе по причине недоверия источникам, обращения на недостоверные ресурсы или платные сервисы [11, 12].

Цель исследования: оценка эффективности реализации общероссийской коммуникационной кампании в области здоровья матери и ребенка для последующей разработки практических рекомендаций по внедрению в систему здравоохранения новых коммуникационных технологий для оказания своевременного информационно-психологического сопровождения и информирования беременных женщин и женщин с детьми.

Материалы и методы

Программа МАМАmobi-СМСмаме разработана в рамках проекта мобильного здравоохранения (mHealth), направленного на информационное сопровождение, социально-психологическую поддержку и профилактику рисков здоровья матери и ребенка с использованием мобильных средств связи и каналов коммуникации. Методология создания программы включала формирование междисциплинарной группы для разработки контента и каналов доставки информации. В рабочую группу вошли эксперты ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ, а также других ключевых учреждений здравоохранения РФ. Содержание программы разрабатывалось ведущими врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, педиатрами, социологами, психологами, юристами, специалистами в области коммуникаций. Адаптация теоретического контента была проведена лингвистами для приведения текстов в соответствие с форматами каналов коммуникации. Все сообщения, инфографика и видео и другие материалы тестировались методом фокус-групп для оценки их восприятия представителями целевой аудитории. После проведения исследования в разработанные материалы вносились необходимые правки, далее проводилась их оценка.

Программа СМСмаме впервые была запущена в 2011 г. на базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» МЗ РФ. В ходе реализации программы проводились многочисленные социологические ис...

Дмитриева Е.В., Байбарина Е.Н., Посисеева Л.В., Рюмина И.И.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.