Фарматека №11-12 / 2022

Механизмы профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения в вузе

27 декабря 2022

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Российский университет транспорта, Москва, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия;
4) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия

Обоснование. Анализируется проблема профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как конкурентоспособных специалистов. Акцент делается на особенностях их профессиональной идентификации. Цель исследования: выявить механизмы возникновения профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ОВЗ. Методы. В исследовании приняли участие 38 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в российских вузах. Исследование осуществлялось с помощью методики «Статусы профессиональной идентичности». Проведена оценка представлений у студентов с ОВЗ как будущих специалистов о стилях поведения «идеального» и «реального» в межличностном взаимодействии. Результаты. Выявлена необходимость и целесообразность включения на начальных этапах профессиональной подготовки лиц с ОВЗ специальных мероприятий, направленных на блокирование процессов дезориентации и дезадаптации как механизмов возникновения и развития профессионально-идентификационных деструкций.
Заключение. Без проведения мероприятий все принимаемые меры по повышению качества высшего инклюзивного образования могут быть сведены на «нет» в связи с несформированностью у лиц с ОВЗ адекватного представления о своем профессиональном будущем и о мире профессий.

Введение

Одной из актуальных и приоритетных задач современной социальной политики Российской Федерации представляется построение общества равных возможностей, что предполагает не только предоставление лицам с инвалидностью качественного образования, в т.ч. и высшего, но и создание условий для их плодотворного участия во всех сферах общественной жизни.

В настоящее время исследователями отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1], поступающих в образовательные организации высшего образования, в связи с чем разрабатывается система инклюзивной профессиональной подготовки будущих специалистов [2].

И здесь важную роль играет разработка действенных вариативных моделей и технологий профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов, т.е. таких специалистов, которые были бы способны конкурировать на рынке труда со своими коллегами без инвалидности и ОВЗ. Разработка таких моделей должна основываться на глубоких научно обоснованных психологических знаниях о закономерностях профессионального развития лиц с ОВЗ.

Испытывая затрудненные условия развития, студенты с ОВЗ могут иметь искаженное представление о получаемой в вузе профессии, что во многом определяет блокировку процесса их профессиональной идентификации и снижает качество профессиональной подготовки как одного из важных этапов их профессионального становления.

Вопросы профессионального развития традиционно связываются с таковыми профессиональной идентичности (ПИ) личности. Однако соотношение ПИ и профессионального развития может выглядеть следующим образом: ПИ всегда связана с вопросами: кто я в избранной профессии, насколько мое

«Я» соответствует профессиональному

«Мы»? Становление ПИ происходит в течение всего времени профессионального развития, неразрывно связанного с профессионализмом личности, с ее профессиональной компетентностью. В связи с тем что и профессиональная идентификация, и профессиональное становление выступают как непрерывные процессы, происходящие в течение всего профессионального цикла, эти две категории не отделимы и от категории профессиональных деструкций. ПИ традиционно рассматривают в качестве одного из видов социальной идентичности, обусловленной социальными процессами отождествления себя с определенной социальной группой.

Л.Б. Шнейдер понимает под ПИ такую категорию, которая служит для определения результата осознания личностью своей принадлежности как к определенной профессии, так и к конкретному профессиональному сообществу. ПИ обусловлена особенностями профессионального общения и имеющимся у субъекта деятельности профессиональным опытом. Проявление ПИ отражается в речевых средствах коммуникации через общий образ «Я» [3].

Анализируя психологическую сущность ПИ, Л.Б. Шнейдер отмечает, что ПИ связывает личность с Делом, с миром профессии, с профессиональным сообществом, с теми нормами, правилами, ритуалами, ценностями, которые им приняты. В структуре ПИ исследователь выделяет три традиционных компонента, раскрывающих содержание т.н. установки на себя: когнитивный компонент как знания, умения и навыки профессиональной деятельности; эмоциональный как отражение характера и особенностей отношения как к себе – представителю определенной профессии, так и к профессии в целом, т.е. собственно к Делу, трудовым функциям; поведенческий, характеризующий реакцию личности на отношение, проявляющуюся в непосредственном профессиональном поведении [4]. И.Б. Субботин также рассматривает ПИ как разновидность социальной идентичности, являющуюся итогом взаимодействия процессов идентификации и отчуждения [5].

Большое внимание уделяется факторам ПИ, среди которых рассматривает психофизиологические осо...

Бонкало Т.И., Плеханова Е.В., Бакулина Е.Д., Вакуленко А.Н.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.