Урология №4 (приложение) / 2019
Междисциплинарность в урологии. Исследовательский аспект
Научно-технологический парк биомедицины Сеченовского Университета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Междисциплинарные исследования в урологии становятся новым мировым трендом как ответ на появление омиксных технологий, больших данных, развития IT- и других технологий. В статье рассматривается само понятие «междисциплинарность», а также проводится краткий исторический анализ развития науки в урологии на основании международной базы данных Scopus. Приводится пример междисциплинарного подхода, реализованного в Научно-технологическом парке биомедицины Сеченовского Университета, который разбирает этапы создания и имплантации тканеинженерной стенки мочеиспускательного канала. Успешное развитие исследований в урологии должно предполагать активное вовлечение в этот процесс специалистов из различных областей знаний. Такая комбинация компетенций позволит решать задачи крайне высокого уровня сложности уже сейчас, а не в отдаленном будущем.
Прежде чем перейти непосредственно к теме данной статьи, следует определиться с понятиями и понять, по какой причине урология оказалась одним из активных игроков на поле междисциплинарности.
Урологи достаточно давно и продуктивно сотрудничают с хирургами, гинекологами, специалистами лучевой диагностики. Казалось бы, в этом и заключается междисциплинарный подход и ничего принципиально нового здесь нет. Тем не менее это не совсем так. Указанные типы взаимодействия (как научного, так и профессионального) реализуются в рамках одной дисциплины – медицины.
В современном мировом контексте междисциплинарность понимается в более широком смысле. В частности, словарь Кембриджского университета дает следующее определение: «Междисциплинарность (Interdisciplinarity) – это вовлечение в процесс двух или более областей знаний» (1). Несмотря на то что области знаний (синонимы: академические дисциплины, отрасли знаний) не имеют четкого и общепринятого определения, под ними подразумеваются дисциплины, которые преподаются или исследуются в высших учебных заведениях [2]. В качестве классических примеров различных академических дисциплин можно привести следующие: физика, химия, биология, медицина. В качестве примера междисциплинарного взаимодействия тот же словарь Кембриджского университета приводит следующее: «в университете проводится междисциплинарное исследование по влиянию мобильных телефонов на мозг и тело человека» [1]. Как мы видим, в реализации данного исследования должны принимать участие IT-специалисты, инженеры-электронщики, нейробиологи, психиатры и т.д. Таким образом, когда мы ведем речь о междисциплинарном подходе к урологии, это означает, что мы имеем в виду такой тип взаимодействия, когда для решения определенной урологической проблемы привлекаются специалисты из различных областей знаний: физики, химики, биологи, программисты, инженеры, математики, специалисты в области материаловедения и др. Получается так, что для решения данной проблемы компетенций одних только урологов не хватает и только совместными усилиями может быть получен результат. Следует отметить, что если мы говорим о здоровье человека, то поставщиками исследовательских проблем и пользователями полученных решений являются именно клиницисты, в нашему случае – урологи. Однако возникает следующий вопрос: почему на определенном этапе развития науки появилась необходимость в междисциплинарном подходе в целом и в урологии в частности? Ответ на него можно найти в анализе исторического контекста.
Чтобы оценить динамику исследовательской парадигмы в какой-либо области знаний, следует обратиться к анализу единицы научной деятельности – к научной публикации. Также желательно иметь инструмент, который бы отражал значимость конкретной публикации для мирового научного...