Фарматека №1 / 2020

Некоторые аспекты состояния здоровья девушек-подростков в зависимости от типа образовательной программы и года обучения

10 марта 2020

1) Кафедра педиатрии им. Г.Н. Сперанского, Российская медицинская академия непрерывного профессионального
образования, Москва, Россия;
2) Кафедра биологии и экологии, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия;
3) Областная детская клиническая больница, Владимир, Россия

Обоснование. Вопрос о состоянии здоровья и влиянии факторов риска на формирование хронических заболеваний у подростков, обучающихся по различным профильным программам, на сегодняшний день недостаточно изучен. Проведение разносторонних научных исследований в области школьной медицины позволило бы лучше понять особенности формирования хронической патологии и расширить возможности воздействия на управляемые факторы риска.
Цель исследования: изучить состояние здоровья девушек 9–11-х классов, обучающихся в разных профильных классах, в зависимости от типа образовательной программы и года обучения.
Методы. Дизайн исследования предполагал проведение организационно-информационных собраний для школьниц и их родителей, педагогического коллектива школы и медицинского персонала с целью объяснения актуальности данного исследования и получения информированного согласия, а также клиническо-анамнестическое обследование девушек с подробным анализом учетной формы наблюдения № 25У. Результаты обрабатывались методами вариационной статистики
с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel» и on-line-калькуляторов для расчета статистических критериев. При сравнении относительных величин достоверность рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты. Установлено, что из 208 наблюдаемых девушек – школьниц 9–11-х классов только 29 (13,9%) имели 1-ю группу здоровья. Во второй группе здоровья было 37,5% старшеклассниц, в третьей – 48,6%. Из факторов риска развития хронических заболеваний можно отметить низкий уровень знаний по созреванию и функционированию органов репродуктивной системы, нарушение режима дня и питания, высокий процент курения и гиподинамия. Состояние здоровья девочек, обучающихся в профильных классах, отличалось большей частотой встречаемости 1-й группы здоровья, однако у них отмечены формирование артериальной гипертензии, более выраженные нарушения менструального цикла, бóльшая частота встречаемости низкой массы тела. При этом профильных различий внутри группы по показателям выявлено не было, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Выраженных возрастных различий также не получено.
Заключение. В результате данного исследования получено представление о современном состоянии здоровья девушек-подростков, что позволило выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, в также разработки принципов дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.

Введение

В последние годы идет интенсивный процесс дифференциации школьного образования, возникают и утверждаются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи и др.), создаются профильные классы, обучение в которых подвергает адаптивные способности старшеклассников постоянным испытаниям, ведет к дисгармоническому физическому развитию (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности. Это обусловлено интенсификацией требований, встающих перед учащимися, необходимостью интеграции в новый коллектив, надвигающимися выпускными, а затем вступительными экзаменами [1, 2]. Необходимо также подчеркнуть, что ухудшение здоровья учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой в динамике школьного обучения происходит более быстрыми темпами, чем в классической школе [3–5].

На сегодняшний день вопрос о состоянии здоровья и влиянии факторов риска формирования хронических заболеваний у подростков, обучающихся по различным профильным программам, остается недостаточно изученным. В то время, как проведение разносторонних научных исследований по проблеме школьной медицины в данном направлении позволило бы лучше понять особенности формирования хронической патологии и расширить возможности воздействия на управляемые факторы риска.

Целью настоящего исследования было изучение состояние здоровья у девушек 9–11-х классов, обучающихся по разным профильным программам.

Методы

В исследование были включены 208 учениц 9–11-х классов, обучавшихся по разным профильным программам в школах г. Владимира. Средний возраст исследуемых составил 15,61±0,93 года. Среди них 76 (36,5 %) девушек были из технических, 74 (35,6 %) – из гуманитарных и 58 (27,9%) школьниц – из общеобразовательных классов. Обследование и наблюдение за девушками проводили в начале учебного года.

Дизайн исследования предполагал проведение организационно-информационных собраний для школьниц, педагогического коллектива школы и медицинского персонала, а также родительских собраний с целью объяснения актуальности данного исследования, методов, используемых в процессе работы, и получения информированного согласия, а также клиническое обследование девушек с подробным анализом учетной формы наблюдения № 25У.

Результаты обрабатывались методами вариационной статистики с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel» и on-line-калькуляторов для расчета статистических критериев. При сравнении относительных величин достоверность рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты

В результате клинико-анамнестического обследования 208 девушек – школьниц 9–11-х классов обнаружено, что только 29 (13,9%) из них имели 1-ю группу здоровья (рис. 1). Во второй группе здоровья были 37,5% старшеклассниц, в третьей – 48,6%. Учениц профильных классов с 1-й группой здоровья было больше по сравнению с представительницами общеобразовательного профиля (16,7 против 6,9%; р<0,05).

71-1.jpg (80 KB)

72-1.jpg (60 KB)В структуре хронической патологии первое место заняли нарушения менструального цикла (НМЦ) (51,5%); второе – болезни обмена веществ (29,8%) (избыток массы тела – 14,9%, недостаток массы тела – 14,9%); третье место – патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие, 26%), четвертое место принадлежало болезням органов зрения (миопия различной степени тяжести, астигматизм, гиперметропия) – 20,2%. Сердечно-сосудистые заболевания, в т.ч. нарушения ритма сердца встречались в 6,7% случаев, болезни нервной системы – в 4,8% и воспалительные заболевания стоматологической сферы – в 4,8%. Болезни мочевы...

И.Н. Холодова, Е.Г. Рыжова, О.В. Данилова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.