Медицинский Вестник №9 (436) / 2008

Невозделанное поле санпросвета

1 марта 2008

Национальный центр санитарного просвещения населения (“Санпросвет”) при содействии Аналитического управления Аппарата Совета Федерации провел конференцию “Законодательное регулирование санитарного просвещения в России”. В разгоревшейся дискуссии были высказаны самые разные, порой противоположные мнения по проблемам санитарной культуры населения, укрепления его здоровья, организации здравоохранения, далеко ушедшие за рамки обозначенной темы.

Национальный центр санитарного просвещения населения (“Санпросвет”) при содействии Аналитического управления Аппарата Совета Федерации провел конференцию “Законодательное регулирование санитарного просвещения в России”. В разгоревшейся дискуссии были высказаны самые разные, порой противоположные мнения по проблемам санитарной культуры населения, укрепления его здоровья, организации здравоохранения, далеко ушедшие за рамки обозначенной темы.

Открывая конференцию, заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Н.Е. Чудновский назвал ее тему исключительно актуальной, имея в виду значимость санитарно-просветительской деятельности для сбережения здоровья народа.

Председатель правления Межрегионального общественного движения “Здоровье нации”, президент “Санпросвета” профессор В.Д. Володин отметил, что в настоящее время санитарно-гигиеническое просвещение населения регулируется несколькими федеральными законами, согласно которым полномочия по этому виду деятельности находятся в ведении органов местного самоуправления, причем без выделения необходимого финансирования. В итоге санитарное просвещение на общефедеральном уровне отсутствует, а если и ведется в ряде мест, то без системной увязки с целевыми задачами отрасли в целом.

— Сегодня Конституцией РФ Россия определена как социальное государство, однако не существует документа, в котором бы излагались признаки такого государства, — заявила советник председателя Совета Федерации Н.А. Малышева. — В результате возникают всякого рода юридические противоречия, в том числе и с конституцией. В ней, например, говорится, что медицина у нас бесплатная, а в жизни мы видим совсем другое. Поэтому сейчас активно разрабатывается проект социальной доктрины Российской Федерации. Смысл этого документа заключается в том, чтобы определить идеологию проведения социальной политики в государстве. Была достигнута договоренность с Минздравсоцразвития России совместно доработать этот документ и представить его на утверждение Президенту РФ. Министерство предложило свой вариант той части проекта, которая связана с проблемами демографии, назвав его “Стратегия народосбережения России”. В нем, в частности, говорится, что в области укрепления здоровья населения важнейшей задачей является формирование здорового образа жизни у всех его категорий. И в этом плане совершенно необходимым становится возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

— Мы были бы очень рады, — подчеркнула Н.А. Малышева, — если бы самые авторитетные и квалифицированные специалисты приняли участие в работе над проектом. Тем более что мы разделяем точку зрения ВОЗ: здоровье человека на 50% определяется социально-экономическими условиями его жизни, на 20 — экологией, на 20 — генетикой и только на 10% — организацией здравоохранения в стране проживания.

Собственно, с выступления Н.А. Малышевой и началась живая дискуссия.

Член президиума правления Российской медицинской ассоциации член-корреспондент РАМН Д.Д. Венедиктов назвал цифру 10%, якобы отражающую вклад здравоохранения в здоровье населения, лукавой и ничем не обоснованной. По его мнению, она появилас...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.