Фарматека №5 / 2019

Оценка уровня базовых знаний по бронхиальной астме у студентов старших курсов – финальные результаты исследования ASSA

21 мая 2019

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия;
2) Многопрофильная поликлиника «Гармония здоровья» ООО «МАКСБелмед», Белгород, Россия;
3) Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия;
4) Краевая детская клиническая больница № 1, Владивосток, Россия;
5) Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия;
6) Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия;
7) Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия;
8) Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия;
9) Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия

Обоснование. Бронхиальная астма (БА) является одной из наиболее распространенных неинфекционных патологий человека [1]. Клинические проявления болезни известны врачам давно: так, о ней упоминает в своих трудах Гиппократ и Ибн Сина [2], а бельгийский врач Ван Гельмонт описал характерные признаки заболевания и связал возникновение БА с дымом и раздражающими веществами [3]. Однако только в начале XX в. была разработана аллергическая теория возникновения БА и применения стероидных препаратов для ее эффективного лечения [4]. К сожалению, и в наше время доказательной медицины уровень практических знаний медработников в этой области зачастую недостаточный. Цель работы. Определить уровень базовых знаний по БА у студентов 5-го и 6-го курсов (специальность «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов. Методы. Анализ анонимного многоцентрового анкетирования в рамках проведения первого этапа проекта ASSA (частичный акроним проекта «Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma»), проведенного в 2014–2016 гг. в 7 городах России. Результаты. Исследование выявило средний уровень базовых знаний в вопросах этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения БА. Только 56,8% студентов смогли выбрать из предложенных вариантов ответов правильное определение БА; правильную комбинацию лекарств в одном доставочном устройстве определили 61,4% респондентов; 65,6% – верно указали основные клинико-лабораторные маркеры БА и 64,5% – подобрали корректную схему базисной терапии БА в зависимости от степени тяжести. Заключение. Полученные результаты анкетирования показали недостаточный уровень базовых знаний по ключевым вопросам БА у студентов старших курсов. Значительная статистически достоверная неоднородность уровней знаний между разными центрами может свидетельствовать о необходимости введения единых унифицированных и углубленных программ обучения по данному направлению.

Для цитирования: Бонцевич Р.А., Михно А.В., Щуровская К.В., Гончарова Н.Ю., Феоктистова Ю.В., Попова Е.А., Лучинина Е.В., Барышева В.О., Малкина М.И., Компаниец О.Г., Батищева Г.А., Елисеева Е.В., Кетова Г.Г., Покровская Т.Г. Оценка уровня базовых знаний по бронхиальной астме у студентов старших курсов – финальные результаты исследования ASSA. Фарматека. 2019;26(5):102–9. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.5.102-109

Обоснование

Согласно определению, данному в руководстве GINA (Global Strategy for Asthma Management and Prevention), БА – гетерогенное заболевание, которое характеризуется наличием хронического воспаления дыхательных путей. Она определяется по наличию в анамнезе симптомов со стороны органов дыхания (свистящие хрипы, одышка, чувство заложенности в груди и кашель), выраженность которых изменяется со временем, а также вариабельного ограничения скорости воздушного потока на выдохе [1].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), заболеваемость БА в мире превышает 325 млн случаев и продолжает неуклонно расти [1]. На развитие и распространенность БА влияют многие факторы: генетическая предрасположенность к атопии и бронхиальной гиперреактивности, ожирение, пол (БА чаще развивается в детском возрасте у мальчиков, в подростковом и взрослом возрасте – у женщин), а также факторы окружающей среды: аллергены домашних животных, грибковые и пыльцевые аллергены, инфекционные агенты, табачный дым, профессиональные факторы [1, 5–8]. Существует связь между степенью бронхиальной гиперреактивности и атопии со степенью урбанизации и индустриализации, а также изменения факторов экологии жилья и питания. Социальная значимость БА сопоставима с такими заболеваниями, как тиреотоксикоз, сахарный диабет, язвенная болезнь, и обусловливает 1,4% всех госпитализаций, 1,5% всех инвалидностей, 0,2% общей смертности населения. БА сокращает среднюю продолжительность жизни у мужчин на 6,6 года, у женщин – на 13,5 лет [5–7].

Учитывая распространенность БА не только в мире, но и в России (данным заболеванием страдают более 7 млн человек) [9], экономическую и социальную значимость, а также различные тактики ведения таких пациентов, становится актуальным проведение данного и подобных [10–13] исследований с целью оценки уровня знаний студентов старших курсов медицинских вузов по ключевым вопросам (определение, этиология, патогенез, медикаментозная терапия) БА.

Цель работы: определить уровень базовых знаний по БА у студентов 5-го и 6-го курсов (специальность «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов с помощью метода анонимного анкетирования респондентов.

Методы

Анкетирование проведено в рамках первого этапа проекта ASSA, исследования по оценке знаний специалистов в области БА (полное название проекта – «Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma») в 2014–2016 гг. в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (Белгород), Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко (Воронеж), Кубанском государственном медицинском университете (Краснодар), Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского (Саратов), Южно-Уральском государственном медицинском университете (Челябинск), Тихоокеанском государственном медицинском университете (Владивосток), Самарском государственном медицинском университете (Самара).

Все студенты прошли обучение по стандартным образовательным программам. Необходимо отдельно подчеркнуть, что данная методика оценки знаний относительная, разработана исключительно для настоящего исследования и не может полноценно отражать общий уровень качества образования в вузе.

Для анкетирования студентов была разработана оригинальная анкета на основе и в соответствии с положениями руководства GINA-2014 [1], состоящая из 12 вопросов, на которые можно было дать только один правильный вариант ответа, также был предусмотрен вариант ответа «затрудняюсь ответить». Апробация (валидизация) предварительных и итоговой версий анкеты проводилась перекрестно на коллективе соавторов и на пилотных группах студентов в регионах проведения. В ходе данных мероприятий варианты ответов на один вопрос анкеты были скорректированы.

В опросник студенту было предложено вписать свой курс и специальность, по которой студент обучается, указать, первичным или вторичным является прохождение данной анкеты, после чего ответить на заданные вопросы. Фамилию респонденты не указывали, анонимность анкетирования применена для получения более независимых результатов без влияния фактора возможной оценки.

За верный ответ респонденту начислялся 1 балл, за неточный ответ (указание верного и ошибочного вариантов одновременно) – 0,5, за неверный – 0. Таким образом, при всех правильных ответах максимальный средний балл составлял 1,0. Оценивались средние значения каждого респондента, средние по отдельным вопросам, средние значения по центрам (городам) и всей анкете. Среднее значение совокупности верных, частично верных и неверных ответов характеризовалось как «средний уровень полноты ответа на вопрос» (СПО), эквивалентное понятие – как «средний уровень правильности ответов». Анализировались и закономерности ответов на отдельно взятые вопросы. Всю информацию, внесенную в анкеты, вносили в электронную базу данных и обрабатывали с помощью прикладных программ Microsoft Excel. Cтатистические данные обрабатывались на основании анализа четырехпольны...

Р.А. Бонцевич, А.В. Михно, К.В. Щуровская, Н.Ю. Гончарова, Ю.В. Феоктистова, Е.А. Попова, Е.В. Лучинина, В.О. Барышева, М.И. Малкина, О.Г. Компаниец, Г.А. Батищева, Е.В. Елисеева, Г.Г. Кетова, Т.Г. Покровская
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.