Терапия №7-8 / 2018

Олимпиада по терапии как образовательная технология и элемент воспитательного процесса в медицинском вузе

25 декабря 2018

Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

В статье представлен опыт организации и проведения предметной олимпиады по терапии в медицинском университете среди студентов старших курсов и клинических ординаторов. Приведены возможности олимпиады в высшей медицинской школе как современной образовательной технологии, способствующей созданию образовательной среды, повышению у участников интереса к преподаваемой дисциплине и мотивации к профессиональному росту, становлению профессио­нальных и культурных компетенций, развитию эрудиции и клинического мышления. Олимпиада по терапии способствует совершенствованию студентов и ординаторов в избранной профессии, формированию кадрового резерва для работы в лечебных и научных коллективах, преемственности в высшей медицинской школе и гармоничному развитию личности будущих специалистов.

Проведение профессиональных конкурсов в сфере школьного и высшего образования используется как в нашей стране, так и за рубежом и преследует своей целью профессиональную селекцию: отбор самых талантливых, наиболее способных к развитию обучающихся [1]. Предметные олимпиады по клиническим дисциплинам на протяжении многих лет проводились в медицинских институтах еще в СССР [2]. Так, студенты Саратовского медицинского института в начале 80-х гг. XX в. регулярно участвовали в регио­нальных, всероссийских и всесоюзных олимпиадах по терапии, становились победителями и призерами. В 90-е гг. в связи с известными историческими событиями и социальными переменами традиция проведения предметных олимпиад в масштабах регионов и страны была прервана.

Возврат к конкурсам профессионального мастерства в различных регионах России произошел в 2000- е гг. с использованием новых возможностей, улучшенным техническим оснащением. С 2007 г. кафедра госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета (ГМУ) им. В.И. Разумовского возобновила проведение внутривузовских олимпиад по внутренним болезням среди студентов 5 и 6 курсов. В 2008 г. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова впервые провела межрегиональную олимпиаду по терапии «Золотой стетоскоп», в которой приняла участие в том числе и команда Саратовского ГМУ.

С этого времени опыт организации студенческих олимпиад по терапии распространен нами на постдипломный этап обучения. В организации внутривузовской и межрегиональной олимпиад по терапии прослеживаются как сходство (содержание конкурсных заданий), так и различия (состязания в профессиональном мастерстве команд на межрегиональном уровне и отдельных студентов на внутривузовском этапе). Соответственно различаются и некоторые организационные моменты проведения конкурсов, учета результатов и т.п.

Что может дать такое мероприятие, как олимпиада, студенту или ординатору медицинского высшего учебного заведения? Насколько она необходима и востребована в медицинском вузе, где и без того у обучающихся большая нагрузка?

На наш взгляд, проведение олимпиады выводит учебный процесс, подготовку будущих специалистов на принципиально новый уровень. Она позволяет добавить в учебный процесс как раз те аспекты, которых в обычных условиях молодым людям не хватает: элементы соревновательности, соперничества, проверки собственных сил и уровня подготовки в условиях абсолютной объективности. С позиций организации учебного процесса проведение олимпиады позволяет:

  • повысить интерес к преподаваемой дисциплине;
  • создать дополнительную мотивацию к профессио­нальному росту у наиболее старательных и талантливых будущих специалистов;
  • оценить степень готовности обучающихся к решению реальных проблем клинической практики в условиях профессионального конкурса (ограниченного времени, ответственности и т.п.);
  • выявить сильные и слабые стороны подготовки по дисциплине среди наиболее преуспевающих студентов и ординаторов и при необходимости внести коррективы в процесс обучения;
  • интегрировать конкурсные задания олимпиады в учебно-методический процесс и впоследствии использовать их в повседневной образовательной деятельности.

Приведенные положения отражают возможности олимпиады по терапии как современной образовательной технологии [3], используемой не только для выявления и обучения талантов, но и построения образовательного процесса по дисциплине в целом. Некоторые из них вполне применимы для организации подобного состязания в других клинических дисциплинах. В настоящей работе мы приводим краткое изложение организационных и содержательных аспектов олимпиады по терапии на основе собственного многолетнего опыта. Возможно, эта информация окажется практически востребованной коллегами из других образовательных учреждений и специальностей.

Конкурсная программа

Олимпиада по терапии на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета проводится среди студентов старших курсов ежегодно. Студенты информируются о ней заранее: в начале учебного года, еще на первых лекциях по терапии и на сайте кафедры сообщаются время и место турнира, название и формат основных конкурсов.

Олимпиада среди студентов состоит из 5 конкурсов:

  • «Связь времен: выдающиеся деятели отечественной и мировой медицин...
Е.Ю. Пономарева, К.Д. Дорогойкина, К.Н. Сафарова, А.П. Ребров
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.