Терапия №7-8 / 2018
Олимпиада по терапии как образовательная технология и элемент воспитательного процесса в медицинском вузе
Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
В статье представлен опыт организации и проведения предметной олимпиады по терапии в медицинском университете среди студентов старших курсов и клинических ординаторов. Приведены возможности олимпиады в высшей медицинской школе как современной образовательной технологии, способствующей созданию образовательной среды, повышению у участников интереса к преподаваемой дисциплине и мотивации к профессиональному росту, становлению профессиональных и культурных компетенций, развитию эрудиции и клинического мышления. Олимпиада по терапии способствует совершенствованию студентов и ординаторов в избранной профессии, формированию кадрового резерва для работы в лечебных и научных коллективах, преемственности в высшей медицинской школе и гармоничному развитию личности будущих специалистов.
Проведение профессиональных конкурсов в сфере школьного и высшего образования используется как в нашей стране, так и за рубежом и преследует своей целью профессиональную селекцию: отбор самых талантливых, наиболее способных к развитию обучающихся [1]. Предметные олимпиады по клиническим дисциплинам на протяжении многих лет проводились в медицинских институтах еще в СССР [2]. Так, студенты Саратовского медицинского института в начале 80-х гг. XX в. регулярно участвовали в региональных, всероссийских и всесоюзных олимпиадах по терапии, становились победителями и призерами. В 90-е гг. в связи с известными историческими событиями и социальными переменами традиция проведения предметных олимпиад в масштабах регионов и страны была прервана.
Возврат к конкурсам профессионального мастерства в различных регионах России произошел в 2000- е гг. с использованием новых возможностей, улучшенным техническим оснащением. С 2007 г. кафедра госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета (ГМУ) им. В.И. Разумовского возобновила проведение внутривузовских олимпиад по внутренним болезням среди студентов 5 и 6 курсов. В 2008 г. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова впервые провела межрегиональную олимпиаду по терапии «Золотой стетоскоп», в которой приняла участие в том числе и команда Саратовского ГМУ.
С этого времени опыт организации студенческих олимпиад по терапии распространен нами на постдипломный этап обучения. В организации внутривузовской и межрегиональной олимпиад по терапии прослеживаются как сходство (содержание конкурсных заданий), так и различия (состязания в профессиональном мастерстве команд на межрегиональном уровне и отдельных студентов на внутривузовском этапе). Соответственно различаются и некоторые организационные моменты проведения конкурсов, учета результатов и т.п.
Что может дать такое мероприятие, как олимпиада, студенту или ординатору медицинского высшего учебного заведения? Насколько она необходима и востребована в медицинском вузе, где и без того у обучающихся большая нагрузка?
На наш взгляд, проведение олимпиады выводит учебный процесс, подготовку будущих специалистов на принципиально новый уровень. Она позволяет добавить в учебный процесс как раз те аспекты, которых в обычных условиях молодым людям не хватает: элементы соревновательности, соперничества, проверки собственных сил и уровня подготовки в условиях абсолютной объективности. С позиций организации учебного процесса проведение олимпиады позволяет:
- повысить интерес к преподаваемой дисциплине;
- создать дополнительную мотивацию к профессиональному росту у наиболее старательных и талантливых будущих специалистов;
- оценить степень готовности обучающихся к решению реальных проблем клинической практики в условиях профессионального конкурса (ограниченного времени, ответственности и т.п.);
- выявить сильные и слабые стороны подготовки по дисциплине среди наиболее преуспевающих студентов и ординаторов и при необходимости внести коррективы в процесс обучения;
- интегрировать конкурсные задания олимпиады в учебно-методический процесс и впоследствии использовать их в повседневной образовательной деятельности.
Приведенные положения отражают возможности олимпиады по терапии как современной образовательной технологии [3], используемой не только для выявления и обучения талантов, но и построения образовательного процесса по дисциплине в целом. Некоторые из них вполне применимы для организации подобного состязания в других клинических дисциплинах. В настоящей работе мы приводим краткое изложение организационных и содержательных аспектов олимпиады по терапии на основе собственного многолетнего опыта. Возможно, эта информация окажется практически востребованной коллегами из других образовательных учреждений и специальностей.
Конкурсная программа
Олимпиада по терапии на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета проводится среди студентов старших курсов ежегодно. Студенты информируются о ней заранее: в начале учебного года, еще на первых лекциях по терапии и на сайте кафедры сообщаются время и место турнира, название и формат основных конкурсов.
Олимпиада среди студентов состоит из 5 конкурсов:
- «Связь времен: выдающиеся деятели отечественной и мировой медицин...