Акушерство и Гинекология №1 / 2022

Онлайн-ресурс как инструмент профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии Covid-19

25 января 2022

1) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия
2) ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.И. Спасокукоцкого» Департамента здравоохранения города Москвы, женская консультация №12, Москва, Россия

Цель: Изучить данные о развитии онлайн-ресурсов в здравоохранении при оказании акушерско-гинекологической помощи в медицинских организациях г. Москвы. Представить возможности разработанного онлайн-ресурса как инструмента профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы: Проведен анализ источников литературы, посвященных развитию онлайн ресурсов медицинских организаций г. Москвы, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь. Разработан онлайн-ресурс, представляющий возможность проводить прямые эфиры с участием специалистов женских консультаций ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ.
Результаты: Развитие онлайн-ресурсов в здравоохранении направлено на формирование конкурентного имиджа медицинской организации, и в меньшей степени — на информационную работу с населением; поэтому создание высокопрофессиональных интернет-ресурсов актуально, особенно во время пандемии COVID-19. Исследование показало недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах в социальной сети Instagram и времени при посещении врача для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь. Статистика посещений созданного ресурса «Академия репродуктивного здоровья» свидетельствует о потребности пациентов в качественной информации и повышении ее доступности по вопросам репродуктивного здоровья. Онлайн-коммуникация для врачей способствует расширению профессиональных компетенций, что позволяет оказывать доступную и качественную медицинскую помощь женщинам, а медицинская организация, таким образом, инструмент для проведения профилактических мероприятий. Заключение: Пандемия COVID-19, недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах и времени для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, требуют разработки онлайн-ресурсов, содержащих информацию по вопросам акушерства и гинекологии, способствует развитию информационной грамотности пациента, предоставляет возможность онлайн-коммуникации с врачом, что позволит повысить доступность и качество оказания акушерско-гинекологической помощи.

Мировой опыт разработки и применения инфор­мационных технологий свидетельствует о неограни­ченном потенциале этой отрасли в решении меди­ко-социальных проблем общества [1, 2]. Согласно директиве Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) А58/21 «Электронное здравоохранение (eHealth)»: «Сегодня электронное здравоохранение открывает уникальную возможность для разви­тия общественного здравоохранения. Укрепление здравоохранения с помощью системы электрон­ного здравоохранения может способствовать осу­ществлению основных прав человека в результате повышения уровня справедливости, солидарно­сти, качества жизни и качества медико-санитарной помощи» [3]. Прогресс в области информацион­ных технологий внес значительные изменения в деятельность медицинских организаций, охватив практически все стороны оказания медицинской помощи, включая управление ресурсами, лечебный процесс, развитие новых способов коммуникации в онлайн-пространстве. Информационные техноло­гии позволяют организовать прием в режиме реаль­ного времени, даже если врача и пациента разделя­ют большие расстояния. Цифровые технологии — это «инструмент», который призван значительно повысить эффективность организации и оказания медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения, а также обеспечить вклад в реше­ние задач по повышению доступности, качества, преемственности медицинской помощи, удовлетво­ренности пациентов ее организацией. Реализация онлайн-сервисов для граждан создается не только для их удобства взаимодействия с системой здра­воохранения, получения государственных услуг, а также для возможности их вовлечения в заботу о собственном здоровье [4-6].

Рекомендации ВОЗ: снижение физического кон­такта между пациентами и медицинскими работ­никами в период распространения новой коро- навирусной инфекции способствует уменьшению распространения COVID-19 [7, 8]. Ограничение контактов, самоизоляция, социальное дистанциро­вание повышают значимость электронного здраво­охранения и потребность в нем [9].

Пандемия COVID-19 способствует изменению психики человека: страх за свое здоровье и близких, дистанционная работа с отсутствием привычной коммуникации, ухудшение финансового положе­ния и банкротство некоторых компаний, долговре­менное воздействие пандемии приводят к развитию стресса, соматической, психической патологии и проявляются в виде астении, тревожности, бессон­ницы и раздражительности. В период пандемии COVID-19 многие люди стали менять свое отноше­ние к профилактике заболеваний и к заботе о здо­ровье, как своем, так и семьи в целом [10, 11]. Все это относится и к беременным женщинам, а вирус­ное инфицирование матери также увеличивает риск возникновения различных расстройств, в том числе неврологических, что оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности [12].

К одному из факторов, влияющих на течение беременности и ее исходы во время пандемии, относится потенциальная вероятность заражения SARS-CoV-2 во время визитов к врачам [13, 14]. Заболеваемость беременных женщин COVID-19 находится на общепопуляционном уровне, и необ­ходимость выполнения рекомендаций, касающихся социальной изоляции и карантина, так же актуаль­на [15, 16].

Количество пользователей социальных сетей в России, по прогнозам экспертов, постоянно увели­чивается, практически каждый второй россиянин уже имеет свой аккаунт в социальных сетях [17]. По данным, представленным Marketing University by Mail.group, в 2020 г. лидерами по использованию среди социальных сетей стали Instagram, Likee и ВКонтакте. Россия находится на пятом месте по использованию социальной сети Instagram после США, Индии, Бразилии, Индонезии. В России 59% пользователей Instagram — женщины, которые про­водят в этой социальной сети в среднем 24 минуты в день [18].

Интернет становится важным и все более попу­лярным средством получения информации по медицинским вопросам, причем женщины, в част­ности беременные, склонны к поиску в сети инфор­мации по течению беременности [19]. Социальный контекст, в котором происходят положительные и отрицательные переживания беременности, выходит далеко за рамки личных взаимодейст­вий. Интернет-ресурсы включают в себя множество форм цифровых технологий, которые позволяют распространять информацию, включая информа­ционные веб-сайты и приложения на смартфоне. Крупным компонентом цифровых ресурсов являют­ся социальные сети, которые относятся к интернет- каналам массовой коммуникации, позволяющим взаимодействовать между пользователями, причем контент в основном генерируется самими участ­никами [20]. Обсуждение и поиск информации в социальных сетях укрепляют уверенность буду­щей мамы при возникновении проблем. Общение онлайн позволяет беременным нормализовать сло­жившуюся ситуацию, способствуя улучшению эмо­ционального состояния и получению психологиче­ской и социальной поддержки [21]. Также выяв­лена связь вовлечения беременных в социальные сети с возрастом женщины: только 1,8% женщин от 18 до 34 лет не используют никакие формы циф­ровых технологий...

Брызгалова О.Е., Армашевская О.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.