Фарматека №s3 / 2018

Организационно-правовая реформа государственного здравоохранения в России

9 июля 2018

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия

В статье проведен анализ особенностей деятельности медицинских организаций в государственной системе здравоохранения
в зависимости от организационно-правовой формы. Первым шагом структурной реформы отечественного здравоохранения стало изменение организационно-правовой формы государственных и муниципальных медицинских организаций, разделенных на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения. После окончания организационно-правовой реорганизации учреждений здравоохранения бюджетные учреждения в отечественном здравоохранении составили около 89% от всего количества государственных медицинских организаций.

Практика правового регулирования сферы здравоохранения последних лет свидетельствует о бесспорном расширении организационно-правовых форм и видов собственности медицинских организаций. Применение института государственного (муниципального) заказа, расширение договорных отношений в здравоохранении привели к тому, что четкая зависимость между формой собственности и организационно-правовой формой, с одной стороны, и возможностью участвовать в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с другой, прекратила свое существование [1]

В зависимости от цели деятельности, которую осуществляет организация, все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации [2].

Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации – это юридические лица, которые не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями) организации. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять, лишь поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации. Некоммерческие организации являются особым субъектом права, создаваемым для участия в гражданском обороте определенного обособленного имущества. Некоммерческие организации как юридические лица отличаются следующими особенностями правового статуса.

  1. Деятельность некоммерческих организаций осуществляется исключительно в целях, направленных на достижение общественных благ, в т.ч. для обеспечения охраны здоровья граждан [3].
  2. Некоммерческими организациями являются юридические лица, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности [4].
  3. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям [5].
  4. Некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между участниками осуществляемой деятельности [6].
  5. При ликвидации некоммерческой организации все имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, должно направляться на цели, в интересах которых такая организация была создана, и(или) на благотворительные цели. Если это не представляется возможным, имущество ликвидируемой некоммерческой организации направляется в доход государства [7].
  6. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах:
    • общественные организации (объединения);
    • ассоциации (союзы);
    • общественные и благотворительные фонды;
    • автономные некоммерческие организации, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (РФ) [8].

Началом подготовки структурной реформы отечественного здравоохранения следует считать принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 08.05.2010.

В результате реализации положений указанного закона государственные и муниципальные учреждения по организационно-правовой форме разделены на три типа:

  1. государственные и муниципальные казенные учреждения;
  2. государственные и муниципальные бюджетные учреждения;
  3. государственные и муниципальные автономные учреждения.

Казенное учреждение считается государственным (муниципальным), осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и(или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления [9]. Деятельность казенных учреждений полностью финансируется за счет государственных (муниципальных) средств.

Казенное учреждение может осу...

А.Н. Пищита
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.