Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2025

Особенности поражения нервной системы у детей c ВИЧ-инфекцией

1 октября 2025

1) Республиканская клиническая инфекционная больница Минздрава России – Научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия;
2) Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия;
3) Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Цель исследования. Выявление особенностей клинической картины неврологических нарушений у детей, получающих эффективную антиретровирусную терапию (АРТ).
Материалы и методы. Проведено комплексное обследование 314 детей младше 18 лет с ВИЧ-инфекцией, включающее соматоневрологический осмотр, нейропсихологическое тестирование, магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ), исследование вирусной нагрузки и иммунного статуса, а также лечение неврологических нарушений.
Результаты. Общая частота неврологических нарушений составила 79,4%, доминирующими являлись мышечная гипотония (79%), речевые нарушения (55%), общемозговые нарушения (44%). Частота когнитивных нарушений составила 73,9% с преобладанием нарушений внимания (62%) и памяти (43%). У 46% детей выявлены нарушения социальной адаптации. При нейровизуализации ВИЧ-специфические изменения выявлены у 51% детей. Изменения со стороны ЭЭГ отмечены у 76% детей. Диагноз ВИЧ-энцефалопатии установлен у 61% детей. Выявлены статистические связи между изменениями, выявленными при проведении МРТ головного мозга, и скрытыми парезами, выявляемыми во время неврологического осмотра.
Заключение. Несмотря на эффективную АРТ, неврологическая патология и когнитивные нарушения остаются частыми ВИЧ-ассоциированными проявлениями у детей, что при отсутствии своевременной диагностики и лечения/коррекции приводит к неблагоприятному исходу заболевания.

Несмотря на достигнутый прогресс в антиретровирусной терапии (АРТ), у большинства пациентов ВИЧ-ин­­фекция протекает с неврологическими нарушениями, что объясняется высокой тропностью возбудителя к структурам центральной и периферической нервной системы [1]. Нейрональное повреждение связано не только с прямым цитопатогенным действием ВИЧ, но и с иммуноопосредованными механизмами нарушения синаптической передачи синаптического масштабирования вследствие первичного поражения периваскулярных макрофагов, микроглии и астроцитов [2, 3].

ВИЧ-энцефалопатия (ВЭП) является часто встречаемым вариантом поражения центральной нервной системы (ЦНС) во всех возрастных группах, обусловливающим формирование персистирующего неврологического дефицита и когнитивных нарушений. В детском возрасте патологическое воздействие ВИЧ происходит в периоде пре- и постнатального созревания ЦНС, что проявляется задержкой психоречевого и моторного развития; длительными, сохраняющимися в течение всей жизни, неврологическими нарушениями [4]. Наиболее специфичными для клинической картины ВЭП детского возраста являются проблемы формирования речевых и моторных навыков, изменение мышечного тонуса и сухожильных рефлексов [5, 6]. Когнитивный дефицит при ВЭП влияет на качество жизни детей: такие нарушения, как расстройства памяти, зрительно-пространственного восприятия и исполнительных функций, значительно усугубляют картину неврологических нарушений [7, 8]. Проявления ВЭП могут быть невыраженными на начальных стадиях заболевания и проявиться отсрочено в ходе дальнейшего развития ребенка [4].

Критерии диагностики ВЭП в детском возрасте основаны на оценке клинической картины. Для постановки диагноза ВЭП необходим как минимум 1 из следующих прогрессирующих признаков в течение как минимум 2 мес. в отсутствие конкурирующих с ВИЧ-ин­фекцией заболеваний, объясняющих нарушения: 1) задержка формирования или потеря навыков психомоторного развития или утрата интеллектуальных способностей, подтвержденных стандартизированными шкалами развития или нейропсихологическими тестами; и/или 2) прогрессирующее нарушение роста мозга, устанавливаемое по отсутствию прибавки окружности головы; и/или 3) приобретенный симметричный двигательный дефицит, проявляющийся двумя или более признаками: парез, патологические рефлексы, атаксия или нарушение походки. Дополнительно диагноз подтверждается данными нейровизуализации: атрофия и кальцификация базальных ганглиев с исключением других причин [9, 10].

Данные критерии основаны на клиническом описании прогрессирующей формы ВЭП, так как основная часть детей в начале 1990-х годов демонстрировала тяжелую картину СПИД-ассоциированных нарушений [11]. При этом была отмечена прямая взаимосвязь между прогрессированием иммунодефицита и тяжестью неврологических нарушений [12]. Ранее нами была показана достоверная связь между наличием иммунодефицитного состояния в анамнезе и вероятностью выявления ВЭП у детей [13].

По мере совершенствования подходов к ранней диагностике ВИЧ-инфекции и повышения доступности эффективных схем АРТ встречаемость тяжелых иммунодефицитных состояний и, как следствие, прогрессирующей ВЭП значительно сократилась с преобладанием статической (не прогрессирующей) формы среди выявляемой ВИЧ-ассоциированной патологии ЦНС у детей [4, 14].

Основным критерием статической формы ВЭП, формирование которой может происходить до развития значимой иммуносупрессии, является наличие у ребенка непрогрессирующих неврологических нарушений вследствие ВИЧ-инфекции. Данный нейропатологический механизм подтверждают исследования с проведением магнитно-резонансной томографии (МРТ) детям с ранним началом АРТ (в первые 3 мес. жизни), демонстрирующие ВИЧ-ассоциированные изменения головного мозга у половины обследованных детей с отсутствием корреляции структурной патологии с отставанием психомоторного развития согласно оценке по шкале Гриффитс [5]. Стертость клинических проявлений значительно усложняет диагностику статической ВЭП, при которой дети редко пересекают нижнюю границу показателей оценки развития по стандартизированным шкалам, в большинстве случаев демонстрируют результаты ниже среднего [12]. В данном случае возможность развития нейронального повреждения при подавленной вирусной нагрузке в крови делает неочевидным фактор ВИЧ-инфекции в развитии неврологических нарушений у детей [15]. Ограниченная диагностика не позволяет своевременно проводить полноценное лечение поражения ЦНС у детей с ВИЧ-инфекцией. Сохраняющиеся статические или прогрессирующие нейрокогнитивные нарушения в значительной степени препятствуют формированию и поддержанию у детей и подростков высокой приверженности АРТ, что неблагоприятно влияет на успех лечения и выживаемость [4, 5].

Цель исследования: выявление особенностей клинической картины неврологических нарушений у детей, получающих эффективную АРТ.

Материалы и методы

В период с мая 2022 г. по июль 2023 г. в условиях ФКУ «Республиканская клиническая инфекционная больница» Минздрава Р...

Минин А.В., Афонина Л.Ю., Пальчик А.Б., Фомина М.Ю., Комарова Г.В., Перескоков И.В., Воронин Е.Е., Розенберг В.Я.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку