Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №6 / 2012

От создания карантина к санитарно-карантинному контролю: история Таганрогского порта

1 ноября 2012

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, Ростов-на-Дону; Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора

В работе приведены сведения об истории развития города Таганрога, Таганрогского порта и истории становления санитарно-карантинной службы в порту, называемой сегодня санитарно-карантинным видом контроля.

Таганрогский порт – старейшее предприятие на юге России, в 2013 г. ему исполняется 315 лет. История развития порта и санитарно-карантинной службы тесно связана с историей развития города Таганрога и государства Российского.

Таганрог зарождался как важнейшая база русского военно-морского флота и крупнейшая крепость на юге Российского государства. Создание крепости на побережье Азовского моря преследовало широкие политические и военные цели, связанные с потребностью России в выходе к морю.

История Таганрога началась на прибрежной песчаной отмели между нынешним Никольским спуском и бывшим маяком. Переночевав здесь в ночь с 27 на 28 июля 1696 г., Петр I вернулся в Азов, а оттуда в Москву, где дал распоряжение Пушкарскому приказу, в ведении которого находилось Приазовье, возглавить строительство гавани и крепости на Азовском море [1]. Окончательное постановление о строительстве гавани и крепости на мысе Таган-Рог было принято 12 (22) сентября 1698 г., с тех пор эта дата является днем рождения города.

Строительство крепости и гавани было завершено к 1709 г. В гавани постоянно стояло примерно два десятка крупных военных кораблей [2].

Рядом с портом был искусственно создан остров Черепаха, на котором была построена крепость, являющаяся первой оборонительной преградой на подступах к городу. Несмотря на это Таганрог дважды был разрушен – в 1711 и в 1739 г.

Количество судов, посетивших Таганрог, неуклонно росло: в 1825 г. число прибывших судов составило 212 единиц, убывших – 217; в 1860 г. в порт прибыло из-за границы 909 судов под флагами более 20 стран, убыло 928; в 1862 г. число иностранных кораблей, посетивших город, составило 1044 единицы. В 1902 г. порт посетили 2434 русских и 214 иностранных парохода [1–3], что несоизмеримо больше, чем в наше время.

Развитие торговых отношений с другими странами на рубеже XVIII–XIX веков привело к созданию в порту карантинной службы, которая сначала была организована на острове Черепаха и просуществовала там до 1776 г. [4]. Остров использовался как карантинный пункт для иностранных судов, идущих в Темерницкую таможню.

С увеличением товарооборота в порту стала очевидна необходимость проведения реорганизации таможенной и карантинной служб. Это было сделано в 1776 г., когда таможню порта Темерник перевели в Таганрог. Указом Сената от 25 мая 1776 г. был утвержден штат Таганрогской портовой таможни и штат Карантина [3].

В 1776 г. Карантин был переведен на южную сторону Таганрогского мыса, представлял собой целый поселок и считался одним из лучших в России. По всему периметру карантина стояло 9 сторожевых будочек для часовых. На территории карантина находились помещения для приезжих из-за границы, различные сараи, пекарня, лавка, в которой продавались продукты питания. За территорией карантина было выстроено помещение «для приезжающих больных сомнительных, только в обычных болезнях, выздоравливающих и караульных» [5].

Карантин занимался наблюдением за...

Лях О.В., Водяницкая С.Ю.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.