Медицинский Вестник №29 (570) / 2011

Палочка-выручалочка

1 октября 2011

По мнению экспертов, российское здравоохранение движется к «точке невозврата», когда государство не сможет выполнять взятые на себя перед населением финансовые обязательства. Федеральный центр пытается переложить их часть на ОМС и региональные бюджеты, но специалисты утверждают, что они не справятся с такой нагрузкой и настойчиво предлагают ввести в дополнение к ОМС систему лекарственного страхования.

По мнению экспертов, российское здравоохранение движется к «точке невозврата», когда государство не сможет выполнять взятые на себя перед населением финансовые обязательства. Федеральный центр пытается переложить их часть на ОМС и региональные бюджеты, но специалисты утверждают, что они не справятся с такой нагрузкой и настойчиво предлагают ввести в дополнение к ОМС систему лекарственного страхования.

Доступный способ

Истоки системы обязательного медицинского страхования были заложены еще в 80-х годах прошлого века, когда на уровне властных структур обсуждался новый механизм, который и был реализован в 1991 году. Выбранная для новой России модель страхования во многом напоминала западные.

— После распада Советского Союза введение обязательного медицинского страхования было единственным способом сохранить в стране бесплатную медицину, — рассказала в рамках круглого стола «От чего не застраховано наше здравоохранение» директор Института экономики здравоохранения НИУ-ВШЭ Лариса Попович. — Для того, чтобы обеспечить равный доступ к медицинской помощи для всех слоев населения, была создана структура фондов ОМС, которая предоставляла единый подушевой норматив на каждого гражданина РФ.

Пик реформы пришелся на 1994 год, когда эффективность системы казалась неоспоримой, однако уже в 1995-м правительство столкнулось с серьезной проблемой, которая не решена до сих пор, — недофинансированием здравоохранения. В 1997 году была предпринята попытка исправить ситуацию путем принятия программы госгарантий, затем запустили нацпроект «Здоровье», но все эти меры до сих пор являются сдерживающими факторами, препятствующими «падению» отрасли в пропасть. По мнению Ларисы Попович, основная проблема кроется в отсутствии единообразия на региональном уровне.

— В свое время каждый из субъектов РФ должен был в соответ­ствии с законом определить размер страховых платежей на неработающее население, — продолжила она. — Каждая территория посмотрела на это по-своему, но платить могли и хотели далеко не все, а покрыть дефицит за счет «зажиточных» субъектов просто невозможно, потому что их слишком мало. Вот и получилось, что 89 регионов по-разному не исполняли закон.

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин убежден, что этот недостаток будет исправлен в самое ближайшее время:

— В Государственную думу будет внесен закон, согласно которому размер платежей на неработающее население будет единым для всей страны.

Но, по мнению экспертов, это не решит проблему кардинально, ведь у сегодняшней системы ОМС совсем другие задачи. Если на заре своего создания ее функцией ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.