Фарматека №10 (343) / 2017

Порядок использования средств Фонда ОМС для получения дополнительного профессионального образования медицинскими и фармацевтическими работниками

1 августа 2017

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва

В связи с переходом дополнительного профессионального образования в систему непрерывного медицинского образования в практику повышения квалификации специалистов медицинского и фармацевтического профиля внедрены новые способы и формы обучения. Кроме того, у работодателя появились новые возможности финансирования программ обучения специалистов. Расширились права медицинских и фармацевтических работников на выбор образовательных программ дополнительного профессионального образования и образовательной организации. В статье рассмотрены новые возможности системы непрерывного медицинского образования в российском здравоохранении.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в рамках системы непрерывного медицинского образования осуществляется путем обучения медицинских работников по профессиональным программам:

  1. программы повышения квалификации;
  2. программы профессиональной переподготовки;
  3. ассистентура-стажировка.

Новацией в системе ДПОП является подготовка медицинских работников по программе ассистентуры-стажировки. Особенности такой подготовки будут рассмотрены ниже.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Повышение квалификации медицинских работников

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

  1. краткосрочное тематическое обучение (не менее 72 часов) по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов;
  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов) для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

2. Профессиональная переподготовка медицинских работников

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Направление профессиональной переподготовки медицинского работника определяется заказчиком (медицинской организацией) по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в т.ч. с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП).

К освоению ДПОП допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляют...

А.Н. Пищита
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.