Фарматека №13 / 2022
Постинсультные речевые нарушения: клинические преимущества использования мемантина
Научный центр неврологии, Москва, Россия
Распространенность речевых нарушений у больных, перенесших инсульт, достигает 15–50%. Процесс речи обеспечивает кор- ково-подкорковая доминантная нейронная система, окружающая латеральную борозду в доминантном полушарии. Очаговые изменения в этой нейронной сети вызывают характерные синдромы речевых расстройств. Разработка стратегий, направлен- ных на повышение эффективности лечения постинсультных речевых нарушений, имеет очень большое значение в достижении пациентами частичной или полной независимости от посторонней помощи, восстановлении качества жизни, возвращении к трудовой деятельности, а также в предотвращении последующего снижения когнитивных функций. В качестве основной цели фармакологического лечения постинсультной афазии рассматривается стимуляция процессов нейропластичности за счет модулирования активности нейротрансмиттерных систем. Применение мемантина в сочетании с имеющимися нейрореабили- тационными методиками может повышать эффективность лечения постинсультной афазии, уменьшать число инвалидизиро- ванных вследствие речевых нарушений больных, улучшать качество их жизни и отдаленный прогноз.
Введение
Согласно мировым статистическим данным, инсульт занимает 2-е место в ряду всех причин смертности населения и 3-е – среди основных причин первичной инвалидности [1]. Распространенность речевых нарушений у пациентов, перенесших инсульт, достигает 15–50% [2–5]. Значение речевых функций столь велико, что их нарушение может стать ведущей причиной инвалидности.
Левое полушарие головного мозга доминантное по отношению к речевым функциям приблизительно у 99% правшей и у 60% левшей [6]. Процесс речи обеспечивает корково-подкорковая доминантная нейронная система, окружающая латеральную борозду в доминантном полушарии. Очаговые изменения в этой нейронной сети вызывают характерные синдромы речевых расстройств [7].
Афазия
Афазия представляет собой расстройство или полную утрату разных видов речевой деятельности, возникающее при локальных изменениях коры левого полушария головного мозга (у правшей), и в зависимости от вида афазии проявляется нарушением экспрессивной речи, называния, понимания, повторения, а также связанных с ними функций письма и чтения. Наблюдаются следующие основные виды афазии: моторная (по классификации А.Р. Лурия, к ней относят динамическую, эфферентную и афферентную афазии), для которой характерно нарушение собственной произвольной речи; сенсорная (по классификации А.Р. Лурия, к ней относят акустикогностическую и акустико-мнестическую афазии), основное ядро которой составляет нарушение понимания речи окружающих; амнестическую, при этом речевые нарушения проявляются только забыванием названий отдельных предметов; семантическую, для которой характерно расстройство сложных логико-грамматических конструкций; сенсомоторную: нарушены и собственная речь и понимание речи окружающих.
Крайнее проявление сенсомоторной афазии – это тотальная (глобальная) афазия, при которой полностью отсутствует собственная речь и понимание речи окружающих. Резко нарушены чтение (алексия) и письмо (аграфия), выявляются выраженные нарушения орального праксиса. Тотальная и резко выраженная сенсорная афазия характерны для острой стадии инсульта и возникают при окклюзии левой средней мозговой артерии или при массивном кровоизлиянии в левое полушарие мозга. В дальнейшем у большинства больных наблюдается трансформация речевого синдрома, обычно лучше восстанавливается понимание речи.
Дизартрия
Вторым по частоте речевым нарушением при инсульте является дизартрия, при которой страдает лишь произносительная сторона речевого высказывания вследствие нарушения артикуляции, голосообразования, темпа и ритма речи.
В многолетних исследованиях Научного центра неврологии изучены особенности различных видов афазии, их частота, динамика афатических расстройств при различных типах нарушений мозгового кровообращения, результаты восстановления речи в зависимости от сроков начала восстановительной терапии и длительности восстановительного обучения. Установлено, что темп и степень восстановления речи зависят от тяжести речевого синдрома, локализации и объема очаговых изменений, давности инсульта, а также от сроков начала и длительности логопедического обучения [8].
Наличие афазии у пациентов, перенесших инсульт, связано с более длительными сроками госпитализации, более высокой внутрибольничной смертностью [3, 9, 10] и более высокими затратами системы здравоохранения на диагностические и лечебные мероприятия [10]. Помимо этого постинсультные речевые нарушения приводят к снижению качества жизни [10, 11], развитию депрессивных расстройств, социальной изоляции пациентов вследствие коммуникативных трудностей, неблагоприятно влияют на прогноз восстановления нарушенных вследствие инсульта функций [4]. Часто афазия у пациентов после инсульта сопровождается дизартрией и апраксией речи, что еще больше затрудняет и без того требующее усилий общение. По данным J. Law (2009), около трети пациентов с постинсультной афазией моложе 65 лет [12].
Концепция двойного потока диффузной сети
За последние годы появилась концепция двойного потока диффузной сети. В модели двойного потока функции речи латерализованы в первую очередь в левом полушарии мозга. При этом область Брока включает левую часть билатеральной сети дорсального потока, отвечающего за речевое высказывание, называние и артикуляцию. Напротив, область Вернике представляет собой часть билатерального вентрального потока, в котором семантическая структура слова формируется из речевых звуков. Дополнительная активация гомологичных речевых областей правого полушария, по-видимому, определяется лексической необходимостью, при этом активация билатерального дорсального потока происходит при затруднении артикуляции, а активация билатеральной сети вентрального потока – при расшифровке лексического значения слов [13, 14].
Связь между локализацией инфарктов мозга и афазией
Проведен ряд не...