Медицинский Вестник №3 (580) / 2012

Прав иль не прав?

1 января 2012

По статистике, на нарушение своих прав в системе здравоохранения ежегодно жалуются около 120 тыс. человек, и количество жалоб растет год от года. При этом сказать, что отечественное здравоохранение стоит на месте или становится хуже, нельзя, прогресс в отрасли очевиден. В чем же дело? По мнению многих экспертов, пациенты уже не те, что раньше, — уровень их осведомленности, а вместе с ним и юридическая грамотность растут, именно это становится причиной увеличивающегося количества судебных исков к медицинским учреждениям. Но, несмотря на то, что в большинстве случаев жалобы больных обоснованы, специалисты стали замечать с их стороны злоупотребления, и, если так пойдет и дальше, защищать от пациентов придется уже врачей.

По статистике, на нарушение своих прав в системе здравоохранения ежегодно жалуются около 120 тыс. человек, и количество жалоб растет год от года. При этом сказать, что отечественное здравоохранение стоит на месте или становится хуже, нельзя, прогресс в отрасли очевиден. В чем же дело? По мнению многих экспертов, пациенты уже не те, что раньше, — уровень их осведомленности, а вместе с ним и юридическая грамотность растут, именно это становится причиной увеличивающегося количества судебных исков к медицинским учреждениям. Но, несмотря на то, что в большинстве случаев жалобы больных обоснованы, специалисты стали замечать с их стороны злоупотребления, и, если так пойдет и дальше, защищать от пациентов придется уже врачей.

Будем работать

По данным ФОМС, за 2010 год было зафиксировано около 300 судебных разбирательств по случаям отказа от предоставления медицинской помощи или некачественного ее оказания. Примерно половина исков была удовлетворена, в общей сложности пострадавшим выплатили около 50 млн рублей компенсации, куда входило возмещение стоимости платных услуг, вреда здоровью из-за несвоевременного оказания медпомощи и возмещение морального ущерба. По словам начальника управления организации ОМС ФОМС Светланы Кравчук, из более чем 80 тыс. жалоб, поступивших в отделения фонда, половина была обоснована. В 75% случаев пациенты предъявляли претензии к организации медицинской помощи и в 25% — к ее качеству.

Согласно нашему законодательству, в частности новому закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 18, 19), пациент имеет определенные права, и в случае, если эти права нарушаются, он может обратиться в свою страховую компанию, в суд или прокуратуру с жалобой. По данным специалистов, наиболее часто встречаются следующие нарушения: необоснованный отказ от оказания медицинской помощи (отказ от госпитализации в стационар, отказ в оказании амбулаторной помощи, отказ от перевода из одного лечебного учреждения в другое, неоказание медицинской помощи в экстренных ситуациях, в частности, связанных с дорожно-транспортной, производственной, бытовой травмами); оказание медицинской помощи низкого качества; причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи; нарушение условий и режима лечения; предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании; разглашение врачебной тайны; необоснованное взимание или требование платы за лечение; профессиональные и должностные злоупотребления со сторо-ны медицинских работников; дефекты в оформлении медицинской документации.

Все это вполне обоснованно служит поводом, чтобы выражать недовольство отечественной системой здравоохранения, но, по словам председателя ФОМС Андрея Юрина, существующая сейчас система в любом случае лучше той, что была, например, 10...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.