Фарматека №1 / 2024
Протокол клинического исследования VR-ИТ (виртуальная реальность в интенсивной терапии): программа профилактики делирия и осложнений длительного пребывания пациентов в ОРИТ с помощью виртуальной реальности
1) Городская клиническая больница им. В.В. Вересаева, Москва, Россия;
2) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
3) Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, Москва, Россия;
4) Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия
Введение. Делирий является одним из факторов, увеличивающих длительность пребывания пациента в отделении интенсивной терапии, а длительность пребывания пациентов на искусственной вентиляции легких приводит к повышению смертности пациентов в ОРИТ. Частота делирия в ОРИТ достигает 80%. Существующие фармакологические и нефармакологические методы профилактики делирия не показали достаточной эффективности, в связи с чем поиск метода профилактики делирия остается актуальной проблемой медицины. Мы предлагаем использовать виртуальную реальность (VR) для изучения влияния иммерсивной виртуальной реальности на частоту возникновения делирия в отделении интенсивной терапии.
Цель исследования: оценить влияние использования виртуальной реальности на частоту развития делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ.
Методы. Протокол предполагает проведение проспективного рандомизированного исследования в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Вересаева» ДЗМ. В исследовании примут участие 200 пациентов, находящихся в отделениях интенсивной терапии. Пациенты будут разделены путем рандомизации на равные группы: 100 пациентов контрольной группы будут получать стандартную терапию в отделении интенсивной терапии; в группе вмешательства помимо стандартной терапии будет использоваться VR 2 раза в день. Первичной конечной точкой будет являться возникновение делирия. Кроме того, в нашем исследовании пациентам будет проводиться ЭЭГ-мониторинг.
Заключение. VR-ИТ (виртуальная реальность в интенсивной терапии) – первое российское исследование эффективности VR для профилактики делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ. Кроме того, это первое исследование, в котором будет применяться ЭЭГ-мониторинг для оценки ассоциаций между результатами ЭЭГ и делирием.
Введение
Развитие делирия у пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) является одной из актуальных проблем в современной медицине. Ученые давно изучают фармакологические и нефармакологические методы профилактики и лечения этого грозного состояния, однако, согласно полученным данным, у порядка 80% пациентов все равно развивается делирий. У пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких, эта цифра еще выше и достигает 85% [1–3]. В связи с этим все большее значение приобретают нефармакологические методы профилактики делирия: устранение таких факторов, как боль, шум, яркий свет, нарушения сна, восстановление осознания окружающей обстановки, обучение персонала навыкам пациентоцентричного общения. За последние десятилетия также изменились подходы к проектированию палат интенсивной терапии. Большие помещения на 20 и более коек постепенно сменились на меньшие, рабочие места врачей начали оборудовать непосредственно в залах интенсивной терапии, а также пришло понимание того, что отсутствие базового комфорта может играть серьезную роль в развитии психических нарушений у пациента [4, 5]. Таким образом нелекарственные методы показали свой потенциал в профилактике развития делирия и требуют дальнейшего изучения.
Иммерсивная виртуальная реальность показала свою эффективность в физической и психологической реабилитации пациентов после инсульта [6]. В исследовании G. Hunter, H.G. Hoffman et al. показано, что виртуальная реальность за счет игрового элемента значительно снижала проявления острого и хронического болевого синдрома у пациентов, проходивших реабилитацию кисти [7]. Эти и другие данные позволяют предположить, что регулярные сеансы виртуальной реальности, погружающие пациента в специально разработанные локации, снизят уровень тревоги, отвлекут от окружающей обстановки, повысят уровень доверия между пациентом и персоналом отделения, а встроенные в локации элементы игры помогут избегать возникновения ограничивающего фактора в виде недостатка мотивации [8, 9].
В исследовании пациенты случайным образом с применением рандомизации будут разделены на две равновеликие группы: контрольную и интервенционную. Участники контрольной группы получат базисное лечение в ОРИТ, а участникам интервенционной группы дополнительно будут проводиться процедуры VR-стимуляции. Мы предполагаем, что у участников, получавших VR-стимуляцию, частота возникновения делирия во время пребывания в ОРИТ будет ниже по сравнению с контрольной группой.
Цель исследования
Основная цель исследования – оценить влияние использования виртуальной реальности на частоту развития делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ.
Вторичной целью исследования является оценка различий в результатах ЭЭГ в исследуемой группе и в группе контроля, а также между пациентами с делирием и без него.
Конечные точки исследования
В качестве первичной конечной точки будет оцениваться частота развития делирия.
Вторичные конечные точки: продолжительность пребывания в ОРИТ; оценка влияния VR на тип и продолжительность