Фарматека №1 / 2024

Протокол клинического исследования VR-ИТ (виртуальная реальность в интенсивной терапии): программа профилактики делирия и осложнений длительного пребывания пациентов в ОРИТ с помощью виртуальной реальности

19 апреля 2024

1) Городская клиническая больница им. В.В. Вересаева, Москва, Россия;
2) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
3) Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, Москва, Россия;
4) Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия

Введение. Делирий является одним из факторов, увеличивающих длительность пребывания пациента в отделении интенсивной терапии, а длительность пребывания пациентов на искусственной вентиляции легких приводит к повышению смертности пациентов в ОРИТ. Частота делирия в ОРИТ достигает 80%. Существующие фармакологические и нефармакологические методы профилактики делирия не показали достаточной эффективности, в связи с чем поиск метода профилактики делирия остается актуальной проблемой медицины. Мы предлагаем использовать виртуальную реальность (VR) для изучения влияния иммерсивной виртуальной реальности на частоту возникновения делирия в отделении интенсивной терапии.
Цель исследования: оценить влияние использования виртуальной реальности на частоту развития делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ.
Методы. Протокол предполагает проведение проспективного рандомизированного исследования в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Вересаева» ДЗМ. В исследовании примут участие 200 пациентов, находящихся в отделениях интенсивной терапии. Пациенты будут разделены путем рандомизации на равные группы: 100 пациентов контрольной группы будут получать стандартную терапию в отделении интенсивной терапии; в группе вмешательства помимо стандартной терапии будет использоваться VR 2 раза в день. Первичной конечной точкой будет являться возникновение делирия. Кроме того, в нашем исследовании пациентам будет проводиться ЭЭГ-мониторинг.
Заключение. VR-ИТ (виртуальная реальность в интенсивной терапии) – первое российское исследование эффективности VR для профилактики делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ. Кроме того, это первое исследование, в котором будет применяться ЭЭГ-мониторинг для оценки ассоциаций между результатами ЭЭГ и делирием.

Введение

Развитие делирия у пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) является одной из актуальных проблем в современной медицине. Ученые давно изучают фармакологические и нефармакологические методы профилактики и лечения этого грозного состояния, однако, согласно полученным данным, у порядка 80% пациентов все равно развивается делирий. У пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких, эта цифра еще выше и достигает 85% [1–3]. В связи с этим все большее значение приобретают нефармакологические методы профилактики делирия: устранение таких факторов, как боль, шум, яркий свет, нарушения сна, восстановление осознания окружающей обстановки, обучение персонала навыкам пациентоцентричного общения. За последние десятилетия также изменились подходы к проектированию палат интенсивной терапии. Большие помещения на 20 и более коек постепенно сменились на меньшие, рабочие места врачей начали оборудовать непосредственно в залах интенсивной терапии, а также пришло понимание того, что отсутствие базового комфорта может играть серьезную роль в развитии психических нарушений у пациента [4, 5]. Таким образом нелекарственные методы показали свой потенциал в профилактике развития делирия и требуют дальнейшего изучения.

Иммерсивная виртуальная реальность показала свою эффективность в физической и психологической реабилитации пациентов после инсульта [6]. В исследовании G. Hunter, H.G. Hoffman et al. показано, что виртуальная реальность за счет игрового элемента значительно снижала проявления острого и хронического болевого синдрома у пациентов, проходивших реабилитацию кисти [7]. Эти и другие данные позволяют предположить, что регулярные сеансы виртуальной реальности, погружающие пациента в специально разработанные локации, снизят уровень тревоги, отвлекут от окружающей обстановки, повысят уровень доверия между пациентом и персоналом отделения, а встроенные в локации элементы игры помогут избегать возникновения ограничивающего фактора в виде недостатка мотивации [8, 9].

В исследовании пациенты случайным образом с применением рандомизации будут разделены на две равновеликие группы: контрольную и интервенционную. Участники контрольной группы получат базисное лечение в ОРИТ, а участникам интервенционной группы дополнительно будут проводиться процедуры VR-стимуляции. Мы предполагаем, что у участников, получавших VR-стимуляцию, частота возникновения делирия во время пребывания в ОРИТ будет ниже по сравнению с контрольной группой.

Цель исследования

Основная цель исследования – оценить влияние использования виртуальной реальности на частоту развития делирия и осложнений длительного пребывания в ОРИТ.

Вторичной целью исследования является оценка различий в результатах ЭЭГ в исследуемой группе и в группе контроля, а также между пациентами с делирием и без него.

Конечные точки исследования

В качестве первичной конечной точки будет оцениваться частота развития делирия.

Вторичные конечные точки: продолжительность пребывания в ОРИТ; оценка влияния VR на тип и продолжительность

Широкий Р.В., Закарьяева А.Р., Муртазалиева Д.М., Золотов М.А., Яковлев М.Ю., Квитивадзе Н.Г., Парфенов И.П., Фомин В.С.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.