Акушерство и Гинекология №7 / 2016

Разработка и внедрение российских симуляционных и виртуальных технологий в современный образовательный процесс

27 июля 2016

Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий, кафедра акушерства и гинекологии ИПО ГБОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность. Современный образовательный процесс требует коренной перестройки и преобразования с учетом внедрения высоких технологий в медицине.
Цель исследования. Разработка методологических подходов в применении новых инновационных симуляционных и виртуальных технологий в образовательном процессе с оценкой их эффективности.
Материал и методы. Разработаны уникальные обучающие компьютерные программно-аппаратные комплексы, серия хирургических симуляторов «2D и 3D – Виртуальный хирург», специальный тензометрический стенд, атлас трехмерной анатомии человека «Inbody Anatomy», интерактивный анатомический стол «Пирогов», а также критерии оценки студентов, клинических интернов и ординаторов в симуляторе открытой хирургии.
Результаты. Проведен итоговый контроль как полученных мануальных навыков, так и результатов решения предложенных кейсов. При оценке тестирования используется 100-балльная система. Получены следующие результаты: из 524 студентов, прошедших тестирование на симуляторе, 44,1% получили оценку «отлично» и «хорошо». Подавляющее большинство из 215 студентов группы сравнения получили «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки (69,9%). Эти результаты однозначно свидетельствуют об эффективности образовательного процесса с использованием аппаратно-программного комплекса.
Заключение. Таким образом, опыт информационно-вычислительных исследований в медицинском вузе с обязательной интеграцией с центрами биомоделирования и интерактивной визуализации может стать платформой для дальнейшего становления и развития непрерывного профессионального образования.

В настоящее время в мировой науке значимыми и перспективными являются исследования, выполняемые на стыке медицинской науки и информационно-вычислительных технологий. Современное медицинское образование сталкивается с происходящей технологической революцией, изменением информационной среды вокруг нас. К уровню подготовки выпускников медицинских вузов предъявляются все более высокие требования. Переход в обучении студентов на новые стандарты меняет и сам подход к подготовке специалиста, что подразумевает формирование компетенций, а не только знаний, умений и навыков как это было прежде. Все это требует более активного использования в учебном процессе современных образовательных технологий. Мировое сообщество признало, что в будущем симуляционное обучение может стать ведущим механизмом профессиональной подготовки, к которому будут иметь равный доступ все специалисты. Технологические достижения в применении симуляции уже позволили воспроизводить клинические сценарии с растущей экономической эффективностью и высокой реалистичностью, которая в ближайшие годы будет неуклонно расти. Более высокая механистическая реалистичность будет достигаться за счет комбинации робототехники, виртуальной реальности (CAVE-система) и хептики с существующими технологиями. Включение других систем медицинской подготовки, в том числе визуализации и телемедицины, позволит экспериментировать с новыми условиями симуляции [1–3].

Целью настоящего исследования является разработка методологических подходов в применении новых инновационных симуляционных и виртуальных технологий в образовательный процесс с оценкой их эффективности.

Материал и методы исследования

Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий Самар­с­­кого государственного медицинского университета одной из первых в России начала делать активные шаги по разработке и внедрению симуляционных и виртуальных технологий в медицинское образование. Для разработок в данном направлении под руководством заведующего кафедрой профессора А.В. Колсанова в СамГМУ был создан Центр прорывных исследований «Информационные технологии в медицине».

Благодаря сотрудничеству 3D-разработчиков, сотрудников кафедры и клинических специалистов разработан аппаратно-программный комплекс (АПК) «3D-Виртуальный хирург», представляющий собой линейку симуляторов для эндоскопической, эндоваскулярной хирургии и хирургии с открытым полем. Патологические ситуации, отраженные в симуляторе, смоделированы с реальных патологических случаев. Работа на 3D-симуляторах позволяет не только приобрести практические навыки, но и развить тактическое и клиническое мышление хирурга.

Кроме того, создан 3D-анатомический атлас «Inbody Anatomy» и стол («Пирогов») – программно-аппаратный комплекс в виде анатомического препаровочного стола с возможностью интерактивной работы с трехмерной моделью человеческого тела для использования в качестве визуального обучающего материала в широком кругу естественных научных дисциплин, таких как анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия, рентгенология и др.

Первой задачей была разработка обучающих компьютерных программно-аппаратных комплексов. В рамках этой работы были подготовлены узкие специалисты – инженеры компьютерной графики с глубокими знаниями нормальной и патологической анатомии человека. Результатом труда данных специалистов совместно с коллективом морфологов явилось создание трехмерной полигональной модели анатомии человека высокого реализма, значите...

Колсанов А.В., Линева О.И., Иванова В.Д.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.