Медицинский Вестник №30 (499) / 2009

СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ

1 октября 2009

Как отмечают специалисты, долгие десятилетия служба скорой медицинской помощи находилась на обочине отечественного здравоохранения. Слабая материальная база, катастрофическая нехватка кадров и спецтехники, дефицит медикаментов, отсутствие должного финансирования и достойной зарплаты — эти и другие болевые точки, наиболее остро проявившиеся в постперестроечный период, с каждым годом становились все чувствительнее. По словам практиков и организаторов здравоохранения, позитивный сдвиг в работе службы СМП произошел после старта нацпроекта «Здоровье». Однако, несмотря на значительные финансовые вливания из федерального бюджета, сегодня положение региональных служб «скорой» медпомощи в субъектах РФ находится на разных уровнях. В сути проблем разбирались корреспонденты «МВ».

Как отмечают специалисты, долгие десятилетия служба скорой медицинской помощи находилась на обочине отечественного здравоохранения. Слабая материальная база, катастрофическая нехватка кадров и спецтехники, дефицит медикаментов, отсутствие должного финансирования и достойной зарплаты — эти и другие болевые точки, наиболее остро проявившиеся в постперестроечный период, с каждым годом становились все чувствительнее. По словам практиков и организаторов здравоохранения, позитивный сдвиг в работе службы СМП произошел после старта нацпроекта «Здоровье». Однако, несмотря на значительные финансовые вливания из федерального бюджета, сегодня положение региональных служб «скорой» медпомощи в субъектах РФ находится на разных уровнях. В сути проблем разбирались корреспонденты «МВ».

Улучшения заметны

Руководители региональных станций СМП утверждают, что главным достижением нацпроекта «Здоровье», прежде всего, стало существенное улучшение материально-технической базы службы. Многие регионы получили новые машины и оборудование, в результате удалось повысить доступность и своевременность, а вместе с тем и качество оказания скорой медицинской помощи. Поставка автотехники в субъекты РФ страны началась в 2006 году, и за несколько последних лет региональные технопарки службы были значительно обновлены.

— За время реализации нац-проекта был совершен настоящий материальный прорыв,?— с удовлетворением отмечает главный врач МУЗ СМП г.?Новосибирска Ирина Большакова. — В итоге на сегодняшний день новосибирская служба скорой медицинской помощи укомплектована на 80%.

Свой пример приводит главный врач СМП Архангельска Лилия Крюкова:

— В Архангельской области парк автомашин обновлен на 67%, при этом по национальному проекту регион получил 27 оснащенных автомобилей и 1 реанимобиль. Еще два реанимобиля должны поступить в самое ближайшее время.

Стоит заметить, что в отдель-ных территориях страны вклад в оснащение и развитие муниципальных служб СМП внес не только федеральный бюджет, но и мест­ные власти. Так, в Самару за три последних года по ПНП «Здо­ровье» поступило 69 оснащенных автомобилей, при этом еще 50?машин было закуплено за счет средств городского бюджета. Деньги муниципалитета выделены на оснащение восьми подстанций СМП, а также на открытие новой современной подстанции, которая сегодня обслуживает один из отдаленных районов Самары. Кстати, на средства городского бюджета в Самаре создали единственную в России службу скорой медицинской помощи на воде.

Во Владивостоке из городского бюджета были выделены средства на оснащение службы СМП компьютерами, современными рациями, мебелью и прочей техникой. Кроме того, муниципальные власти помогли и с ремонтом помещений службы. В Новосибирске за счет города построено пять новых подстанций, две из которых — типовые и современные, отвечающие самым высоким требованиям. В Оренбурге на условиях софинансирования из бюджета муниципалитета в этом году выделены деньги на закупку 35 новых санитарных автомобилей УАЗ для нужд городских медицинских учреждений.

Отдельные «продвинутые» регионы (например, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара и др.) для сотрудников муниципальных «скорых» приобрели индивидуальные коммуникаторы, оснастили автомашины новыми современными радиостанциями, а также изыскали возможности для закупки высокоэффективных и дорогостоящих препаратов —метализов, которые используются для проведения тромболизиса на этапе эвакуации.

В некоторых территориях (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Ставрополе, Архангельске) местные власти предусмотрели в своих бюджетах средства на закупку систем GPS-навигации. Как говорят представители регионов, в результате внедрения систем спутниковой связи сегодня удается мобильно отслеживать ситуацию и централизованно управлять движением бригад, отчасти решать проблемы с городскими «пробками» и сокращать тем самым время доезда до больного, а также существенным образом экономить денежные ресурсы (за счет значительного уменьшения километража и, соответственно, сокращения расхода бензина). К примеру, в Самаре в 2008 го...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.