Медицинский Вестник №4-5 (689-690) / 2015

«Скорой» в помощь

16 февраля 2015

С 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. По замыслу законодателей, этот шаг должен был увязать нагрузку и качество оказанной медицинской помощи с заработной платой медицинских работников выездных бригад. «В каждом регионе определена численность застрахованного населения, что дает возможность осуществлять финансирование станций СМП исходя из объемов обслуживаемого населения. Поэтому и оплата будет происходить исходя из принципа «деньги следуют за пациентом», — заявила тогда председатель ФОМС Наталья Стадченко. Иными словами, новые правила должны были сделать работу в «скорой» более привлекательной и понятной, повысить ее эффективность и приблизить к людям. С момента нововведений прошло два года, и мы попросили экспертов подвести итоги работы СМП в новых экономических условиях.

С 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. По замыслу законодателей, этот шаг должен был увязать нагрузку и качество оказанной медицинской помощи с заработной платой медицинских работников выездных бригад. «В каждом регионе определена численность застрахованного населения, что дает возможность осуществлять финансирование станций СМП исходя из объемов обслуживаемого населения. Поэтому и оплата будет происходить исходя из принципа «деньги следуют за пациентом», — заявила тогда председатель ФОМС Наталья Стадченко. Иными словами, новые правила должны были сделать работу в «скорой» более привлекательной и понятной, повысить ее эффективность и приблизить к людям. С момента нововведений прошло два года, и мы попросили экспертов подвести итоги работы СМП в новых экономических условиях.

Новое дыхание

Напомним, что необходимость перемен в СМП ощущалась на момент введения новой схемы финансирования довольно остро. По стране прокатилась волна митингов сотрудников станций, недовольных условиями труда и заработной платой.

— До 1 октября 2012 года организация СМП была отнесена к компетенции муниципальных образований, — вспоминает заместитель председателя правительства Самарской области, министр здравоохранения Геннадий Гридасов. — В результате в медицинских организациях, оказывающих СМП, сложилась критическая ситуация, связанная с дефицитом медицинских кадров, 100%-ным износом санитарного автотранспорта, необходимостью обновления и приобретения медицинского оборудования, проведения ремонтных работ. Все это привело к значительному снижению качества оказания помощи.

С 2013 года, по словам ряда наших комментаторов, ситуация резко поменялась — вместе с новым источником финансирования СМП получила и повышенное внимание властей, которое позволило решить многие проблемы.

— В 2013 году, впервые за последние 10 лет, бригады СМП были на 100% оснащены автомобилями со сроком эксплуатации до 5 лет, приобретено современное оборудование на сумму более 200 миллионов рублей, например все врачебные и фельдшерские бригады были оснащены автоматическими наружными дефибрилляторами, — рассказывает министр здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень.

По данным региональных минздравов, за два года в Оренбургской области были приобретены 100 автомобилей классов В и С, в Новосибирской области — 68 машин скорой помощи (общая стоимость автомобилей — более 160 млн руб.), в Самарской области — 103 автомобиля и еще 155 единиц санитарного автотранспорта планируется закупить до 2018 года. Служба СМП стала «увесистой» частью государственных программ развития здравоохранения, а в большинстве регионов ее развитие было выделено в целевые программы.

— С ноября 2014 года в работе службы начало применяться оборудование для дистанционного кардиомониторинга (46 комплектов). Активно применяется тромболизис (в 2014 году было проведено более 2500 процедур) для догоспитального лечения больных острым коронарным синдромом, — рассказывает директор Департамента здравоохранения Министерства здравоохранения Тульской области Андрей Караваев об успехах в оснащении службы СМП региона.

«Мягкость» перехода на новую систему была обеспечена повышенным финансированием служб, которое выделяли бюджеты различных уровней. По данным ТФОМС Свердловской области, в 2013 году объем средств, полученных медорганизациями за этот вид помощи, составил 3,039 млрд руб., а в 2014 году он вырос до 3,124 млрд руб. В Ростовской области эти цифры составили 1,911 млрд руб. и 1,932 млрд руб. соответственно.

Отчасти это связано с тем, что средняя стоимость вызова в большинстве регионов значительно превысила федеральные нормативы, по которым производились предварительные расчеты. В Свердловской области в 2013 и 2014 годах она составила 2353 руб. и 2 506 руб. соответственно: эти показатели превышают федеральные нормативы почти на 40%. В Новосибирской области сложившееся финансирование одного вызова составило 2260,33 руб. при федеральном нормативе в 1507,40 руб.

Еще одна причина — выделение дорогостоящих видов помощи в отдельные тарифы.

— После того как СМП вошла в систему обязательного медицинского страхования и стала финансироваться в соответствии с утвержденными тарифами на прикрепленное население, отдельные виды помощи оплачивались по тарифу за выполненный вызов. В области к таким относится, например, скорая помощь гражданам, застрахованным в других субъектах (межтерриториальный расчет. — Прим. ред.). Также по отдельному тарифу с 2013 года оплачивается и проведение процедуры тромболизиса при инфарктах и инсультах на догоспитальном этапе: за проведение одной такой процедуры скорая получает около 67 тысяч рублей, — рассказывает директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шел...

Ольга Коберник, Ирина Петрухина, Елена Козлова, Михаил Старков, Светлана Скороход, Светлана Белогубцева, Татьяна Равдугина, Елена Восканян, Ольга Островская
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.