Фарматека №s4-16 / 2016

Совершенствование психиатрической помощи детскому и подростковому населению Москвы (вопросы организации и терапии)

15 ноября 2016

(1) ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков» ДЗ г. Москвы;
(2) ФГБОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава РФ, Москва

Рассмотрены вопросы организации современной стационарной психиатрической службы для детского населения, проанализированы основные современные тенденции психопатологии у детей и подростков, обобщен и представлен передовой опыт работы специалистов одного из ведущих психиатрических учреждений Москвы, даны конкретные предложения по модернизации службы, улучшению и совершенствованию методов обследования и лечения при оказании психиатрической помощи детскому населению.

Многочисленные публикации отечественных ученых за последние два десятилетия свидетельствуют о неблагополучном состоянии психического здоровья российских детей [1–9]. Приводятся сведения о том, что 40–80% российских школьников имеют отклонения в психическом здоровье. По данным Н.К. Сухотиной, показатели нервно-психической болезненности детей в населенных пунктах с высоким уровнем антропогенного загрязнения (к которым относится Москва) составляют 52–71 на 100 человек детского населения [5]. Согласно эпидемиологическим данным, приведенным Е.В. Макушкиным и соавт. [6], распространенность психических расстройств в Российской Федерации (РФ) в 2012 г. составила 3036,6 на 100 тыс. детей и 3497,8 на 100 тыс. подростков. С другой стороны, в исследовании, проведенном в Новосибирске, третьем по величине городе России [9], при поддержке Wellcome Trust с использованием методик, разработанных R. Goodman в Лондонском Институте психиатрии, реальная распространенность психических расстройств у детей и подростков составила 15–20% от всего детского населения. Данные официальной отчетности по Москве противоречат федеральным показателям, и уровень распространенности психических заболеваний у детей и подростков мегаполиса существенно ниже, чем в целом по стране. Так, согласно данным статистической формы № 10, в 2015 г. к участковым психиатрам Москвы обращались 23 156 детей и 4951 подросток, т.е. распространенность психических расстройств составила 1452,2 и 1822,4 на 100 тыс. населения соответственно. Если провести анализ динамики изменений уровня болезненности психическими расстройствами с 2004 по 2015 г., можно констатировать, что распространенность психических расстройств в детско-подростковом населении Москвы существенно снизилась, поскольку в 2004 г. составляла 2201,8 и 5018 на 100 тыс. детей и подростков соответственно. Между тем низкие показатели официальных статистических данных, характеризующие состояние психического здоровья детско-подросткового населения Москвы, не отражают реального положения дел. Об этом, в частности, свидетельствует факт увеличения доли расстройств, достигающих психотического уровня в структуре заболеваемости детско-подросткового населения. Так, если в 2004 г. (согласно данным статистической формы № 10) этот показатель составил 1,6%, то в 2015 г. он увеличился в 5,5 раза и составил 9,1% всей заболеваемости в амбулаторной сети. Аналогичная ситуация наблюдается в стационарном звене детской психиатрической службы: при практически неизменном уровне госпитализации (число госпитализаций×1000/численность населения), соответствующем 1,32 в 2004 г. и 1,35 в 2015 г. на 1000 населения, доля пациентов, поступающих в психотическом состоянии, увеличилась втрое – с 5,9 до 16,7% всех госпитализированных больных в 2004 и 2015 гг. соответственно.

Последние данные свидетельствуют об увеличении числа инвалидов по психическим заболеваниям среди детей и подростков Москвы: если в 2004 г. показатель инвалидности составил 191,7, то в 2015 г. он достиг 224,0 на 100 тыс. детско-подросткового населения.

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что реальная распространенность психических расстройств в детско-подростковой популяции Москвы значительно выше. К основным причинам низкой обращаемости населения за медицинской помощью относятся недостаточная осведомленность законных представителей в вопросах психического здоровья ребенка, стигматизация психиатрической специальности, увеличение предложений услуг консультативных учреждений, обращения в которые не попадают в официальную медицинскую статистику.

При этом многие специалисты считают, что существующая система оказания медицинской специализированной помощи детям нуждается в модернизации [4, 6, 8, 11]. В связи с вышеизложенным становится крайне актуальной проблема совершенствования современных подходов к оценке качества помощи, разработке адекватных критериев и стандартов, механизмов управления качеством помощи.

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой» ДЗМ (далее НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ) – крупнейшее психиатрическое детское учреждение в России, в структуре которого имеются стационар и поликлиническое диспансерное отделение. Специализированная помощь в НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ осуществляется в различных режимах и формах, что позволяет наиболее эффективно использовать лечебно-диагностические возможности отделений. Среди задач НПЦ ПЗДП им Г.Е. Сухаревой ДЗМ приоритетное значение имеет раннее выявление психических расстройств у детей. С этой целью в поликлиническом отделении открыты кабинеты ранней диагностики (психиатра, логопеда) для приема детей в возрасте от года. Консультации пациентов данного возраста проводятся ведущими специалистами микропедопсихиатрии в нашей стране (д.м.н., профессором Г.В. Козловской и ее сотр.). Выявление психических нарушений у детей с 2 лет диктует необходимость создания условий для проведения лечебно-диагностических мероприятий, включающих клинические и инструм...

Е.Л. Усачева, О.Ф. Панкова, П.В. Безменов, Т.П. Тарасова, А.В. Абрамов, И.В. Дорина
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.