Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2018
Студенческий научный кружок как инструмент подготовки современного врача
ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России,
Пермь, Россия
В статье представлены этапы становления и развития студенческого научного кружка (СНК) кафедры эпидемиологии Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, роль СНК в подготовке специалистов различного профиля (педиатрического, лечебного, медико-профилактического) к научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности, приобретению профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Показано значение СНК в воспитательной работе при обучении современных врачей, которая включает овладение социальными навыками, коммуникативностью, лидерскими и организаторскими качествами.
Освоение программы специалитета, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), предусматривает формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций1. Приобщение студентов к работе в студенческом научном кружке (СНК) позволяет подготовить их к научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности, предусмотренному ФГОС ВО, и более качественно сформировать такие компетенции, как способность к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций; готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу; готовность к самостоятельной работе; способность к самосовершенствованию, самореализации; в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики – способность к переоценке накопленного опыта; владение компьютерной техникой, готовность к работе с информацией; приобретение профессиональных компетенций.
Организация работы СНК на кафедре эпидемиологии Пермского государственного медицинского университета на протяжении многих лет является одним из основных направлений деятельности кафедры по подготовке специалистов различного профиля. В деятельности СНК кафедры принимают участие студенты как младших, так и старших курсов медико-профилактического, лечебного и педиатрического факультетов. Успешная работа СНК возможна при творческом подходе, высокой заинтересованности студентов и преподавателей в науке, а также следовании современным трендам в подготовке молодых специалистов, согласующимся с требованиями ФГОС ВО. СНК работает на кафедре эпидемиологии с момента ее организации при Молотовском государственном медицинском институте в 1941 г.
Научно-исследовательские работы, к которым привлекались студенты-кружковцы, всегда были актуальными и соответствовали научным направлениям кафедры на всех этапах ее развития. Так, на заседаниях СНК в период с 1941 по 1943 г. обсуждались исследования студентов по проблемам организации противоэпидемического обеспечения населения в годы Великой Отечественной войны. Студенты-кружковцы активно привлекались к идейно-воспитательной работе среди эвакуированных, так как профессор Витаутас Изидарович Гирдзияускас, руководивший кафедрой до 1943 г., являлся уполномоченным по делам эвакуированных при Совете Народных Комиссаров Литовской ССР [1]. В 1943–1956 гг., когда кафедрой заведовал канд. мед. наук Борис Иосифович Райхер, лауреат Сталинской премии, работа студентов в СНК значительно активизировалась [2]. Энергия, оптимизм, инициатива и творческая атмосфера, царившие на кафедре в этот период, не могли не захватить и членов СНК. Кружковцы имели возможность участвовать в монтировании настоящих дезинфекционных камер, которые устанавливали в помещениях кафедры и использовали в учебном процессе. Члены СНК гордились возможностью принимать участие в кормлении вшей методом эпидермомембран, разработанным Б.И. Райхером совместно с профессором А.В. Пшеничновым. Это оригинальное изобретение способствовало созданию новой эффективной вакцины против сыпного тифа (вакцина Пшеничного-Райхера), позволившей спасти сотни тысяч жизней. Сопричастность студентов ко времени научных открытий, непосредственное общение на заседаниях кружка с незаурядными личностями породили беспрецедентную мотивацию к творчеству. Именно тогда Борисом Иосифовичем Райхером были заложены традиции СНК, бережно поддерживаемые и развиваемые уже 76 лет: привлечение студентов к выполнению исследовательских работ в рамках научных направлений кафедры и запросов практического здравоохранения, сотрудничество с другими кафедрами, мотивация наиболее одаренных студентов на «большую науку», бережное и уважительное отношение к ветеранам каф...