Акушерство и Гинекология №7 / 2018

Суррогатное материнство: законодательство и практика применения

3 августа 2018

1 ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России;
2 ФГБОУ ВО Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского, Россия;
3 ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Россия

Цель исследования. Провести анализ современной литературы по вопросу правового регламентирования российских и иностранных граждан на суррогатное материнство.
Материалы и методы. В обзоре приведены результаты систематического анализа зарубежного и российского законодательства и литературы по вопросу обеспечения прав населения на суррогатное материнство.
Результаты. Выявлены современные проблемы правового регулирования суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Заключение. Предлагается изменение действующего законодательства в области суррогатного материнства.

Согласно статистическим данным, бесплодие в России в 2016 году достигло уровня национальной безопасности: 17 процентов семейных пар не могут по этой причине зачать и родить ребенка. Специалисты заявляют о ежегодном увеличении случаев бесплодия среди населения репродуктивного возраста и необходимости применения репродуктивных технологий [1].

В условиях демографического кризиса наше государство стремится учесть и частные, и публичные интересы: активно развиваются репродуктивные технологии, в том числе суррогатное материнство. В целом программы суррогатного материнства можно оценить положительно, как для государства (бесплодие может привести к серьезным демографическим и социальным последствиям, на что активно указывается в юридической науке при обосновании суррогатного материнства) [2, 3], так и для частных лиц, для которых суррогатное материнство – единственный способ рождения собственного ребенка.

В связи с развитием общественных отношений в области суррогатного материнства, возникают дискуссии в обществе о допустимости и соответствии суррогатного материнства морально-этическим нормам. Суррогатное материнство осуждается как в христианстве, так и в исламе, что отражено: в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденной Архиерейским собором в г. Москве (13–16 августа 2000 г.) [4], в Окружном послании Папы Иоанна Павла II епископам, священникам и диаконам, монахам и монахиням, верным мирянам и всем людям доброй воли о ценности и нерушимости человеческой жизни, озвученной 25 марта 1995 г., именуемом «Evangelium Vitae» («Евангелие Жизни») [5], в решении Совета Исламского Фикха (Маджма аль-Фикх аль-Ислами) [6]. Указанные документы исходят из того, что суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Против суррогатного материнства выступают и некоторые юристы. В марте 2017 г. сенатор Антон Беляков внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект № 133590-07 о запрете суррогатного материнства в нашей стране, так как действующее законодательство не в полной мере обеспечивает и защищает права суррогатной матери, потенциальных родителей и ребенка [7]. Законопроект включен в примерную программу законотворческой деятельности, однако Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддержал саму концепцию документа.

Сторонники запрета суррогатного материнства указывают на то, что часто суррогатной матерью соглашаются быть женщины, оказавшиеся в сложном материальном положении, что является неэтичным и дискриминационным. В США одним из скандальных стало дело Алехандры Муньос, которая была незаконно привезена в Америку для рождения ребенка для бесплодной пары. Когда женщина решила сделать аборт, она была фактически заключена под «домашний арест» под угрозой привлечения к ответственности за незаконное пересечение границы. Американские исследования показывают, что суррогатные матери – это женщины в половине случаев окончившие среднюю школу, только 10% – имевшие бакалаврское образование, и 60% – безработные [8].

В программах по подбору суррогатных матерей часто выступают посредники, которые преследуют единственную цель – наживу. Так, в декабре 2005 г. суд приговорил к штрафу в 350 тыс. руб. москвичку, которая уговаривала беременных женщин принять участие в программе суррогатного материнства. Аферистка подделывала для своих подопечных документы об экстракорпоральном оплодотворении и переносе эмбрионов, после чего продавала новорожденных бездетным парам за 20–25 тыс. долларов [9].

Действительно, в информационной системе «Интернет» множество предложений по услугам суррогатного материнства от частных лиц, организаций, посредников, что указывает, с одн...

Басова А.В., Комкова Г.Н., Романовский Г.Б.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.