Медицинский Вестник №19 (488) / 2009

Требуется врач-лаборант!

1 июля 2009

В России примерно 85% государственных ЛПУ имеют клинико-диагностические лаборатории, в которых трудятся около 40 тысяч специалистов. Из них на должностях, предполагающих наличие у специалиста высшего медицинского образования, работают 12 тысяч, но это вовсе не означает, что все они имеют дипломы врачей. Нехватка профессиональных кадров приводит к тому, что вакантные должности врачей-лаборантов занимают биологи, провизоры и даже… ветеринары.

В России примерно 85% государственных ЛПУ имеют клинико-диагностические лаборатории, в которых трудятся около 40 тысяч специалистов. Из них на должностях, предполагающих наличие у специалиста высшего медицинского образования, работают 12 тысяч, но это вовсе не означает, что все они имеют дипломы врачей. Нехватка профессиональных кадров приводит к тому, что вакантные должности врачей-лаборантов занимают биологи, провизоры и даже… ветеринары.

Не по профилю

Врачи-лаборанты давно входят в список дефицитных специальностей. Впрочем, термина «врач-лаборант» не существует с 1997 г. Ныне, согласно классификатору, есть должности: врач клинической лабораторной диагностики и биолог клинико-диагностической лаборатории. Предполагалось, что биологи в лабораториях будут заниматься исключительно аналитической работой. Однако в связи с малым притоком профессиональных кадров с высшим медицинским образованием сейчас примерно 60% должностей в сфере клинической лабораторной диагностики (КЛД) заняты сотрудниками, имеющими непрофильное высшее образование. И их диалог с врачами-клиницистами по вопросам клинической диагностики представляет понятные трудности, а это затрудняет процесс оказания полноценной медицинской помощи пациентам, отмечает заведующий лабораторией проблем клинико-лабораторной диагностики Научно-исследовательского центра ММА им. И.М. Сеченова доктор медицинских наук, профессор Вадим Меньшиков.

Пробелы в образовании

Говоря о преподавании клинической лабораторной диагностики в вузах, Вадим Меньшиков отмечает, что знаний в этой области студентам не хватает. Дело в том, что программа обучения по КЛД в медицинских вузах строится по межкафедральному принципу. Но далеко не всегда представители кафедр клинических дисциплин уделяют должное внимание лабораторной диагностике. В итоге многие выпускники не имеют полного представления о современных возможностях лабораторной медицины, а значит, и не используют их в практической работе. Кроме того, к моменту выбора специализации студенты не могут осознать всю значимость этой профессии и проявляют к ней слабый интерес.

— На прошедшем недавно совещании, где присутствовали представители кафедр КЛД нескольких медицинских вузов, — рассказывает профессор Меньшиков, — коллеги из Омского медицинского ин...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.