Медицинский Вестник №29 (678) / 2014

У трапа самолета

27 октября 2014

До конца октября во всех крупных российских аэропортах пройдут учения по госпитализации пассажиров. Более того, проверкой медицинского обеспечения аэропортов сейчас занимается Генпрокуратура. Все это — реакция на случай гибели пассажира в московском аэропорту Шереметьево, широко освещавшийся в СМИ, который выявил очевидные недостатки организации экстренной медицинской помощи на транспортных узлах. Как выяснилось в ходе проверки Росздравнадзора, именно несогласованность действий оперативных служб послужила основной причиной трагедии.

До конца октября во всех крупных российских аэропортах пройдут учения по госпитализации пассажиров. Более того, проверкой медицинского обеспечения аэропортов сейчас занимается Генпрокуратура. Все это — реакция на случай гибели пассажира в московском аэропорту Шереметьево, широко освещавшийся в СМИ, который выявил очевидные недостатки организации экстренной медицинской помощи на транспортных узлах. Как выяснилось в ходе проверки Росздравнадзора, именно несогласованность действий оперативных служб послужила основной причиной трагедии.

Вызов с нарушениями

Изложим краткую хронологию событий: 18 августа один из пассажиров рейса Барселона—Челябинск почувствовал себя плохо. Присутствовавший на борту самолета врач-анестезиолог-реаниматолог приступил к оказанию первой помощи, в то время как экипаж запросил разрешения на посадку в аэропорту Шереметьево. На земле лайнер встретила машина медицинской службы аэропорта, но находившийся в ней дефибриллятор оказался неисправным. Прибывшей бригаде скорой помощи спасти человека не удалось.

Спустя две недели после происшествия с комментариями в СМИ выступила Вероника Скворцова. Она подтвердила, что проблема с оказанием медицинской помощи пациенту рейса Барселона—Челябинск заключалась в нарушении логистики.

— Командир борта запросил диспетчерскую управления воздушного движения в связи с острой ситуацией, связанной с сердечным приступом у одного из пассажиров, диспетчер не сообщил об этом в скорую помощь, не вызвал реанимобиль, который должен был бы уже ждать у трапа, а сообщил об этом в медицинский пункт аэропорта.

Когда врачи аэропорта поднялись на борт, бригада СМП все-таки была вызвана, но и при обработке вызова, по словам министра, были допущены ошибки.

Как уточнили позднее в разосланном в СМИ Департаментом здравоохранения Москвы сообщении, фельдшером оперативного отдела станции скорой помощи г. Москвы вызов с поводом: «Клиническая смерть» был принят по городскому телефону от врача медпункта аэропорта Шереметьево. Учитывая угрожающий характер ситуации, по вызову направлена ближайшая свободная врачебная бригада с подстанции № 24. Бригада прибыла на место вызова к пациенту, который находился на летном поле в автолифте, в 6 часов 12 минут, то есть спустя 33 минуты после приземления. В этот временной интервал вошло время доезда бригады до пациента, сопровождение автомобиля сотрудниками аэропорта на летное поле к месту посадки самолета и подъем персонала бригады на специальной платформе в автолифт.

Как заявил на брифинге, организованном спустя полторы недели после инцидента, занимавший на тот момент пост первого заместителя руководителя департамента Алексей Хрипун (с октября он является руководителем департамента. — Прим. ред.), основная проблема заключалась в том, что вызов был сделан, когда лайнер уже находился на земле:

— Обычно, если что-то случается на борту самолета, следующего над Москвой, даже несмотря на то, что оказание помощи в столичных аэропортах за исключением аэропорта Внуково — это зона компетенции Московской области, информация поступает к нам, причем в тот момент, когда лайнер находится еще в воздухе. В данном случае вызов был сделан, когда лайнер уже находился на земле. В этой ситуации обеспечить своевременное прибытие бригады в аэропорт, особенно учитывая его отдаленность от города, довольно трудно. Не исключено, что, если бы события развивались, как обычно они развиваются в таких случаях, исход мог бы быть другим.

Спасение во взаимодействии

Кто же больше виноват в случившемся и можно ли как-то усовершенствовать процесс оказания медпомощи в таких ситуациях? В целом эксперты сходятся во мнении, что кардинально что-то менять смысла нет, необходимо лишь более тщательно прорабатывать и выстраивать взаимодействие служб аэропортов с наземными экстренными службами, прежде всего со службой СМП.

Общие рекомендации к организации медицинской помощи пассажирам воздушных судов изложены в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Согласно этим рекомендациям, за медицинскую помощь пассажирам на борту отвечает экипаж самолета, на земле — медицинский пункт аэропорта. Сущес...

Татьяна Колбасова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.