Терапия №5 / 2021
Умеренные когнитивные расстройства в клинической практике
1) ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва;
2) ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России, г. Москва
Аннотация. Когнитивные нарушения, имеющие высокую распространенность, особенно среди пожилых людей, приводят к снижению качества жизни пациентов, нарушениям повседневной активности, увеличению риска деменции и смертности. В настоящее время большое внимание уделяется умеренным когнитивным расстройствам (УКР). В статье рассматриваются критерии диагностики и возможные клинические варианты этого синдрома. Учитывая высокую частоту прогрессирования УКР до деменции, необходимо выделение групп риска и проведение терапевтических мероприятий по профилактике. В качестве перспективного направления терапии рассматривается коррекция потенциально модифицируемых факторов риска. Необходимы достаточная физическая и умственная активность, соблюдение правильного рациона питания, нормализация сна, остроты зрения и слуха. Профилактика инсульта и контроль сосудистых факторов риска могут снизить риск прогрессирования умеренных когнитивных нарушений до степени деменции.
Когнитивные нарушения – одна из серьезнейших проблем современного здравоохранения. И хотя последний год, ознаменовавшийся пандемией COVID-19, внес серьезные коррективы в общемедицинскую практику, актуальность когнитивных расстройств только возрастает, что прежде всего связано со старением населения. Количество пожилых людей во всем мире увеличивается. По прогнозам Организации Объединенных Наций (ООН), этот рост усилится в ближайшие десятилетия в основном за счет увеличения средней продолжительности жизни. Число пожилых людей в мире (старше 60 лет) увеличится на 56% в следующие 15 лет, а количество людей старше 80 лет утроится к 2050 г. [1]. Такое быстрое демографическое старение увеличивает распространенность болезней и инвалидности, ассоциированных с возрастом, в том числе и нарушений когнитивных функций [2].
Когнитивные функции представляют собой наиболее сложно организованные функции головного мозга, обеспечивающие внимание, восприятие, память, сложные двигательные навыки (праксис), речь, мышление [3]. Выраженность когнитивного дефицита может колебаться от легких субъективных нарушений, которые часто не определяются клинически, до деменции – тяжелого инвалидизирующего поражения. Когнитивные расстройства приводят к снижению качества жизни пожилых людей, нарушениям повседневной активности, увеличению риска деменции и смертности. Кроме того, они связаны с такими серьезными социальными последствиями, как утрата автономии и независимости пациентом, увеличение потребности в постоянных опекунах и помощи со стороны служб здравоохранения.
Анализ опубликованных исследований показал, что в Европе встречаемость когнитивных нарушений составляет от 5,1 до 24,5%, тогда как в Северной Америке их оценочная распространенность находится в пределах 13,8–28,3% [4]. По данным другого анализа (80 исследований), частота этого вида расстройств колеблется от 5,1 до 41% со средним значением 19,0% (25-й процентиль – 12,0%; 75-й процентиль – 24,90%). Заболеваемость варьирует от 22 до 76,8 на 1000 человеко-лет со средним значением 53,97 на 1000 человеко-лет (25-й процентиль – 39,0; 75-й процентиль – 68,19) [5]. Распространенность когнитивных нарушений увеличивается с возрастом и снижением уровня образования [6].
КРИТЕРИИ УМЕРЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Впервые понятие «синдрома умеренных когнитивных расстройств» (УКР) было предложено в 1999 г. группой исследователей из клиники Мэйо (США), которые описали пациентов с нарушениями памяти – более значимыми, чем возрастные изменения, но не соответствующими критериям деменции [7]. Первоначальные критерии, предложенные в клинике Мэйо, делали акцент на нарушениях памяти и были разработаны для выявления самых ранних симптоматических стадий болезни Альцгеймера. Однако дальнейшие исследования показали, что не все УКР представляют собой додементную стадию болезни Альцгеймера и соответственно не все пациенты имеют нарушения памяти. В последующем критерии УКР неоднократно пересматривались.
УКР обычно рассматривают как границу между возрастными когнитивными изменениями и начальной деменцией. В настоящее время для постановки диагноза УКР необходимо наличие жалоб больного на расстройства когнитивных функций, объективные доказательства нарушений в каких-либо когнитивных доменах по сравнению с возрастной нормой (память, исполнительные функции/внимание, речь или зрительно-пространственные навыки), отсутствие существенного влияния когнитивного дефекта на повседневные действия (за исключением наиболее сложных), что свидетельствует об отсутствии деменции [8].
При этом в выявлении УКР очень важное значение имеют следующие моменты. Во-первых, речь идет о снижении когнитивных функций по сравнению с преморбидным уровнем, предполагающим развитие данной функции в полном объеме. Во-вторых, жалобы пациента на снижение когнитивных функций обязательно должны иметь объективное подтверждение при проведении нейропсихологического тестирования или независимой клинической оценки. В-третьих, когнитивные нарушения присутствуют при наличии у больного ясного сознания и не связаны с какой-либо психической патологией. Термин УКР относится исключительно к нарушениям, связанным с органической патологией. И, наконец, основным критерием, разделяющим УКР и деменцию, является тот факт, что в первом случае влияние когнитивного дефицита на повседневную деятельность незначительно, пациент остается независимым, однако повседневная активность может требовать от него более значительных усилий, чем раньше, или применения специальных стратегий преодоления возникающих трудностей [3].
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ УМЕРЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Клиническая картина УКР отличается большим разнообразием. Для амнестического варианта УКР характерны нейропсихологические расстройства с нарушением памяти, тогда как для неамнестического – отсутствие нарушений памяти с наличием дефекта в одной или нескольких других когнитивных областях (исполнительные функции, внимание, речь и зрительно-пространстве...