Медицинский Вестник №7 (512) / 2010

Виртуальный портрет первокурсника. Результаты зимней экзаменационной сессии

1 марта 2010

Редакция «МВ» продолжает пристально следить за процессами, происходящими в высшей медицинской школе после вступления в силу Федерального закона №17 — ФЗ от 09.02.2007 г., который установил общую для всех вузов форму зачисления абитуриентов по результатам Единого государственного экзамена. Проведенный мониторинг ставил целью узнать, каков уровень подготовки студентов, принятых в медицинские вузы в соответствии с новой системой отбора.

Редакция «МВ» продолжает пристально следить за процессами, происходящими в высшей медицинской школе после вступления в силу Федерального закона №17 — ФЗ от 09.02.2007 г., который установил общую для всех вузов форму зачисления абитуриентов по результатам Единого государственного экзамена. Проведенный мониторинг ставил целью узнать, каков уровень подготовки студентов, принятых в медицинские вузы в соответствии с новой системой отбора.

О своем отношении к приему абитуриентов исключительно по представленным результатам ЕГЭ высказались руководители 8 медицинских вузов страны в мониторинге, опубликованном в «МВ» №12 от 24 апреля 2009 г. Их общее мнение было таково: мы не совсем ясно представляем, кого будем принимать, хотя именно при поступлении в медицинский вуз личностные особенности — общий уровень культуры, способность сочувствовать людям — чрезвычайно важны, поэтому необходимы дополнительные критерии отбора, например результаты собеседования.

После зачисления студентов по результатам ЕГЭ мы поинтересовались, расширилась ли география мест, откуда приехали новые учащиеся (на повышение доступности обучения для жителей «глухих уголков» в результате введения ЕГЭ особенно упирали инициаторы реформы), и каков был проходной балл. Во втором мониторинге («МВ» №  24 от 4 сентября 2009 г.) приняли участие руководители 7 медвузов. Выяснилось, что география мест, откуда приехали и поступили абитуриенты, осталась практически такой же широкой, как и в прошлые годы. Реальный проходной балл оказался в полтора-два раза выше минимальной пороговой суммы баллов, установленной Рособрнадзором для зачисления в вузы.

Какими на самом деле оказались уровень знаний и способность к учебе у абитуриентов, зачисленных без каких-либо дополнительных испытаний, без собеседования и без привычных для Запада, откуда пришла к нам идея ЕГЭ, портфолио претендентов на звание будущего медика? В большой степени на этот вопрос можно ответить, проанализировав итоги зимней экзаменационной сессии на 1 курсе.

Оценить ее результаты мы попросили руководителей ряда медицинских вузов страны, предложив ответить на следующие вопросы:

  1. Как отличается (и отличается ли) количество успешно сдавших сессию и отчисленных за неуспеваемость от аналогичных показателей прошлого года (прошлых лет), когда абитуриенты поступали в вуз по традиционной системе, сдавая экзамены?
  2. У всех ли студентов результаты сессии соответ­ствовали высоким баллам ЕГЭ, представленным при поступлении в вуз?
  3. Проводятся ли в вашем вузе какие-либо меро­приятия по дополнительному обучению студентов, отстающих по тем или иным предметам, или они как неуспевающие отчисляются?
  4. Кто занимает их места?

В третьем мониторинге приняли участие руководители 9 медвузов.

Всего в двух — Башкирском ГМУ (Уфа) и Уральской ГМА (Екатеринбург) — не только вполне довольны знаниями первокурсников, но и считают, что они лучше, чем у студентов прошлых лет .

В Московском государственном медико-стоматологическом университете, Северном ГМУ (Архангельск) и Ставропольской ГМА наблюдается несоответствие показателей успеваемости и тех высоких баллов ЕГЭ, которые были представлены комиссии при поступлении, а также снижение результатов зимней сессии на первом курсе по сравнению с прежними годами.

В четырех вузах количество успешно сдавших первую сессию практически не изменилось по сравнению с прошлым годом, но в некоторых отмечено ухудшение качества знаний — преобладание удовлетворительных отметок над хорошими и отличными.

Как показал мониторинг, действующая на данный момент модель приема студентов в медицинские вузы требует совершенствования.

Предлагаем развернутые ответы наших респондентов на вопросы мониторинга.

Николай Владимирович ЯРЫГИН, проректор по учебной работе Московского государственного медико-стоматологического университета, профессор:

Далеко не у всех студентов результаты сессии соответствовали баллам ЕГЭ, даже по тем предметам, по которым проходил ЕГЭ.

— По результатам прошедшей сессии можно отметить, что как снизилось число успешно сдавших сессию студентов, так и ухудшились балльные показатели оценки знаний. В прошедшую сессию студенты сдавали только один экзамен, так как экзамены проводятся по окончании изучения дисциплины, а за полгода завершилась только одна дисциплина (например, лечебный факультет сдавал математику).

Далеко не у всех студентов результаты сессии соответствовали баллам ЕГЭ, даже по тем предметам, по которым проходил ЕГЭ.

В нашем вузе применяются дополнительные образовательные услуги. Конечно, те студенты, которые не справляются с материалом и после дополнительных занятий, отчисляются.

Их места занимают студенты, обучающиеся по контракту, которые выделяются отличной успеваемостью.

Илья Анатольевич ВОЛЧЕГОРСКИЙ, проректор по учебной работе Челябинской гос...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.