Медицинский Вестник №22 (743) / 2016

Встречное движение

28 ноября 2016

Всероссийский конгресс пациентов, прошедший 9—10 ноября в Москве, в седьмой раз собрал представителей пациентских организаций, власти, медицинского сообщества и СМИ, чтобы продолжить диалог, проанализировать ситуацию в российском здравоохранении и совместными усилиями найти решение наиболее актуальных проблем. Форум показал возрастающую активность и консолидированность пациентского сообщества. Как заметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, если в первый год мероприятие проходило в полупустом зале, то на этот раз организаторам пришлось досрочно завершить регистрацию, поскольку количество желающих участвовать превысило возможности мероприятия. Лучшим комплиментом в адрес общественных пациентских организаций можно считать высказывание одного из гостей: «Я думал, в России нет гражданского общества, а теперь вижу, что оно есть». Однако не все еще во взаимодействии пациентского и врачебного сообществ гладко и безоблачно.

Движение навстречу

Главной темой нынешнего конгресса стало построение пациентоориентированного здравоохранения в России. Как сказал Юрий Жулёв, такое здравоохранение ориентировано на формирование постоянного диалога с пациентским сообществом, вовлечение пациентских организаций в разработку и реализацию политики в отрасли, общественный контроль, независимую оценку качества, государственную поддержку пациентских организаций. Он призвал создавать программы информирования пациентов, совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере деятельности пациентских организаций и их взаимодействия с органами государственной власти.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова, принявшая участие в работе конгресса, подчеркнула, что Минздрав также считает для себя главной задачей создание пациентоориентированной модели здравоохранения и шаг за шагом движется в этом направлении. Министр перечислила достижения последних лет. В России с 2015 года впервые стали действовать обязательные сроки ожидания любых видов медицинской помощи, от визита участкового врача до проведения высокотехнологичных операций. В прошлом году впервые заработала геоинформационная карта, которая позволяет определять зоны риска территориальной и транспортной доступности для медицинской помощи. Очень важным в министерстве считают приобщение страховых медицинских организаций к обеспечению качества и доступности медицинской помощи.

— СМО не должны быть просто прокладкой для перевода денег из территориальных фондов ОМС к лечебным учреждениям, их роль в защите прав пациентов должна существенно возрастать, — подчеркнула Вероника Скворцова.

Она напомнила, что для этого в стране формируется аппарат страховых представителей. В страховых организациях летом открылись контакт-центры и «горячие линии» для пациентов, а с 1 января 2017 года начнут работать страховые представители второго уровня. Они будут осуществлять индивидуальное информирование, оповещать граждан о необходимости проведения диспансеризации, вакцинации, профилактических осмотров, возможности участвовать в группах здоровья. С 2018 года должны начать работать страховые представители третьего уровня, задача которых — мотивировать каждого застрахованного гражданина на ответственное отношение к своему здоровью. Вероника Скворцова также отметила значимость участия пациентских организаций в общественном контроле и оценке деятельности медорганизаций, в принятии решений органами государственной власти, в формировании нормативных актов.

О необходимости прямого диалога пациентов, регуляторов и представителей бизнеса в решении задачи по развитию современного фармацевтического и медицинского производства говорил в своем выступлении на форуме и заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. По его словам, сейчас внимание регуляторов и бизнеса акцентируется на развитии производства орфанных препаратов, и взаимодействие с пациентским сообществом имеет колоссальное значение на этапах формирования планов по производству данной группы продуктов.

— Мы сейчас такую работу активно проводим в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» по оказанию паллиативной помощи, — подчеркнул он. — Диалог с медицинским и пациентским сообществами приобретает совершенно особое значение в свете решения новых задач, поэтому Минпромторг намерен участвовать во всех крупнейших медицинских форумах и конференциях, в том числе узкой нозологической направленности.

Уже не первый год при Росздравнадзоре действует Общественный с...

Римма Шевченко
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.