Медицинский Вестник №9 (730) / 2016

Высокая планка

20 мая 2016

Не так давно в России завершилась программа модернизации здравоохранения. В каких-то регионах она закончилась в срок, то есть к 1 января 2014 года, где-то даже быстрее, а где-то процесс, напротив, затянулся. Но не успели «здравоохранители» модернизировать отрасль, как в срочном порядке пришлось ее же оптимизировать, ведь Родине бюджетные средства потребовались совсем на другие цели. Повлияло ли и как сокращение финансирования на показатели, роста которых ответственные за медицину чиновники добивались на протяжении последней пятилетки? Оценим ситуацию на примере регионов Приволжского федерального округа.

Не так давно в России завершилась программа модернизации здравоохранения. В каких-то регионах она закончилась в срок, то есть к 1 января 2014 года, где-то даже быстрее, а где-то процесс, напротив, затянулся. Но не успели «здравоохранители» модернизировать отрасль, как в срочном порядке пришлось ее же оптимизировать, ведь Родине бюджетные средства потребовались совсем на другие цели. Повлияло ли и как сокращение финансирования на показатели, роста которых ответственные за медицину чиновники добивались на протяжении последней пятилетки? Оценим ситуацию на примере регионов Приволжского федерального округа.

Обходной маневр

Напомним, что первый вариант государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», реализация которой рассчитана на период с 2013 по 2020 год, был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р (утратило силу). Расчетный объем ее финансирования составлял 6,07 трлн рублей. Причем изначально предполагалось, что это будут исключительно средства федерального бюджета. Затем финансовые параметры программы изменились. В варианте программы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», общее финансирование увеличено до 26,6 трлн рублей. Однако из федерального бюджета запланировано выделить на реализацию программы только 2,45 трлн. Остальное — средства региональных бюджетов и ФОМС.

К слову, в апреле 2014 года кабинет министров утвердил новую редакцию не только программы «Развитие здравоохранения», но и многих других. В их числе такие госпрограммы, как «Развитие образования», «Развитие промышленности», «Обеспечение доступным и комфортным жильем», «Охрана окружающей среды», «Развитие транспортной системы». Неудивительно, что здравоохранению тоже пришлось подвинуться.

С меня на Федота…

Впрочем, сокращение федерального бюджета на здравоохранение в рамках целевой программы не означает, что регионы вообще перестали получать средства из центра. Например, Саратовская область уже по окончании модернизации — в 2014 и 2015 годах — получила значительные ассигнования из государственной казны на ряд крупных проектов. В частности, 456 млн рублей — на перевооружение онкологической службы, т.к. местные власти смогли доказать необходимость включения области в программу совершенствования оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях. Еще 91 млн на эту программу удалось изыскать в местном бюджете. 312 млн рублей из федеральных средств были привлечены на модернизацию региональной службы крови вдобавок к 75 млн из областного бюджета. Готовится к открытию новый корпус детской областной больницы. Реализацию этого проекта сделали возможными федеральный транш на 100 млн рублей и аналогичная сумма от государственной корпорации «Роснефть» в виде благотворительного пожертвования. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев лично контролирует реализацию проекта.

Очевидно, что при желании взаимовыгодному сотрудничеству между федеральным центром и регионом ничто не мешает. В том числе и пресловутое одноканальное финансирование. Реализация крупномасштабных проектов на принципах паритетного участия в их финансировании позволяет решать проблемы комплексно, а не закупать мало-помалу аппаратуру и вести строительные работы за счет статей ОМС. Напомним, что, к примеру, новую технику в рамках средств ОМС можно приобретать только в пределах суммы до 100 тыс. рублей.

И все-таки медленно, но верно, основная нагрузка в финансировании системы оказания медпомощи переходит на региональные бюджеты. В Республике Мордовия, например, кассовые расходы медицинских организаций за 2015 год за счет государственных источников составили 8,5 млрд рублей. Как сообщили в Минздраве республики, это на 4,7% больше, чем в 2014 году. Размер субвенций из федерального бюджета относительно прошлого года сократился на 29,2 млн рублей, но республиканская казна с лихвой покрыла эту нехватку, выделив на 37,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

Аналогичная ситуация и в Республике Марий Эл. В регионе федеральные расходы на систему здравоохранения сокращались в среднем на 160 млн рублей ежегодно с 2012-го по 2015 год. За этот период финансирование из центра уменьшилось на 72,4%, с 903,7 млн рублей до 249,7 млн рублей. Но и такую разницу удалось компенсировать за счет средств республиканского бюджета, который стал в итоге тратить на здоровье граждан на треть больше: 3,44 млрд рублей в 2015 году против 2,65 млрд в 2012-м.

Получается, что сокращение федерального финансирования — не повод не выполнять взятые обязательства. При желании и политической воле недостаток средств можно восполнить, и, значит, выполнение целевых показателей никто не отменял.

Родина сказала: «надо»

Целевые показатели — ориентир незыблемый. Обновленная в 20...

Алексей Бершацкий
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.