Медицинский Вестник №11 (480) / 2009

АНТИКРИЗИСНЫЙ РАСЧЕТ

1 апреля 2009

Развитие негативных тенденций в мировой экономике уже привело к секвестированию российского бюджета более чем на 25%. С высоких трибун неоднократно заявлялось, что финансированию социальных программ, определенному еще в докризисный период, сокращение не грозит и все обязательства государства в области социальных гарантий перед гражданами будут выполнены в полном объеме. Что же мы видим на самом деле? Из регионов поступают тревожные сигналы о сокращении денежных поступлений в территориальные фонды ОМС, замораживании программ повышения зарплат медработников, растущих расходах ЛПУ в связи с повышением цен на услуги сторонних организаций и лекарственные средства. Кроме того, в новом антикризисном варианте федерального бюджета (он принят в первом чтении) предусмотрено сокращение ассигнований на статью «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 27 млрд рублей.

Развитие негативных тенденций в мировой экономике уже привело к секвестированию российского бюджета более чем на 25%. С высоких трибун неоднократно заявлялось, что финансированию социальных программ, определенному еще в докризисный период, сокращение не грозит и все обязательства государства в области социальных гарантий перед гражданами будут выполнены в полном объеме. Что же мы видим на самом деле? Из регионов поступают тревожные сигналы о сокращении денежных поступлений в территориальные фонды ОМС, замораживании программ повышения зарплат медработников, растущих расходах ЛПУ в связи с повышением цен на услуги сторонних организаций и лекарственные средства. Кроме того, в новом антикризисном варианте федерального бюджета (он принят в первом чтении) предусмотрено сокращение ассигнований на статью «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 27 млрд рублей.

Русские горки

Профсоюз работников здравоохранения РФ проанализировал состояние дел в регионах, чтобы оценить общую ситуацию во внебюджетной сфере. Результаты следующие: в Свердловской области кризис повлек снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней до 60% от запланированного, лимит бюджетных ассигнований на I-е полугодие 2009 г. установлен в размере 80% планового объема. На 30% сокращены расходы бюджетов всех уровней на здравоохранение в Челябинской области. В Республике Татарстан — на 20% (защищены лишь расходы на питание больных, медикаменты и оплату труда). Уменьшен на 20% объем финансирования здравоохранения из областного и местных бюджетов в Нижегородской области — а это как раз те деньги, которые должны были быть направлены на введение новых условий оплаты труда. Комплекс мер по корректировке бюджета осуществляется в Пензенской области.

По словам депутата Липецкого областного Совета, члена комитета по социальной политике Евгения Баркова, пришлось уже дважды корректировать бюджет на 2009 г.

— В целом доходная часть бюджета сократилась на 8 с лишним миллиардов рублей, — говорит Евгений Барков. — Цифры, предусмотренные на нужды здравоохранения, пока не пересматривались, но скорее всего этот вопрос все-таки будет поднят на одном из ближайших заседаний комитета. Я полагаю, что, в первую очередь, сокращение произойдет за счет некоторого уменьшения уровня заработных плат персонала. С учетом вносимых изменений дефицит всего областного бюджета 2009 года составит порядка 7 млрд рублей.

Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Председатель постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга Олег Сергеев сообщает, что городские власти уже сократили финансирование здравоохранения на 5 млрд руб. Эта сумма была ранее выделена ЛПУ городского подчинения на закупку оборудования, капремонты, строительство и т.д.

В марте внесены поправки, сокращающие доходную часть бюджета Новосибирской области. По словам руководителя Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонида Горнина, расходную часть областного бюджета предлагается сократить на 24,5% — до 69,357 млрд руб., при этом 10% сокращений (1,4 млрд руб.) предусматриваются по разделу «Социальная политика».

В бюджете же Нижегородской области на 2009 г. запланировано финансирование всех социальных программ, которые будут действовать в сфере здравоохранения, в полном объеме. По информации областного Минздрава, на нужды отрасли в текущем году за счет всех источников планируется направить 23,68?млрд руб. (в 2008 г. на эти цели было направлено 21,94 млрд руб., что на 15% выше, чем в 2007?г.). В текущем году по областной целевой программе «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» будут строиться 13 объектов здравоохранения в муниципальных образованиях. В эксплуатацию планируется ввести 8 объектов. Ориентировочная стоимость мероприятий, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы «Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях», в 2009 г. составляет 310 млн руб. Софинансирование из областного бюджета — 100 млн руб.

— Несмотря на то, что в регионе, как и во всей стране, сложилась непростая финансовая ситуация, в Нижегородской области все социальные программы будут финансироваться в том объеме, который был запланирован при рассмотрении бюджета на 2009 год, — говорит председатель комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области, главный врач МЛПУ «Городская клиническая больница №12» Вячеслав Лазарев. — Хотя некоторые сокращения все же произошли — бюджет был секвестирован в пределах 14 млрд рублей, но медицинское направление при этом затронуто не было.

Показательна ситуация в Свердловской области.

— Официально статьи расходов на здравоохранение не претерпели изменений, поскольку бюджет области, принятый на 2009 год еще осенью 2008 года, не изменялся, — говорит заместитель министра здравоохранения Нонна Кивелева....

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.