Медицинский Вестник №26 (531) / 2010

Адвокаты для пациентов

1 сентября 2010

Когда по данным социологического опроса почти половина респондентов оценила качество медицинской помощи неудовлетворительно, у администрации Ростовской области возник резонный вопрос: почему на фоне значительной финансовой поддержки здравоохранения региона граждане не получают гарантированной государством качественной медицинской помощи? В результате всем медицинским страховым компаниям еще летом 2007 года было дано поручение обеспечить собственное представительство в ЛПУ области для взаимодействия с пациентами, получающими медицинскую помощь. К концу 2007 года на Дону было 50 таких представителей СМО, сегодня их уже 102 и прием пациентов они ведут в 168 больницах и поликлиниках (некоторые сразу в двух или трех). С легкой руки местной прессы представителей страховщиков назвали адвокатами пациентов или, по моде нынешнего времени, омбудсменами. Федеральный фонд ОМС, досконально изучив опыт работы института представителей СМО, рекомендовал его для применения территориальным фондам ОМС других субъектов РФ.

Когда по данным социологического опроса почти половина респондентов оценила качество медицинской помощи неудовлетворительно, у администрации Ростовской области возник резонный вопрос: почему на фоне значительной финансовой поддержки здравоохранения региона граждане не получают гарантированной государством качественной медицинской помощи? В результате всем медицинским страховым компаниям еще летом 2007 года было дано поручение обеспечить собственное представительство в ЛПУ области для взаимодействия с пациентами, получающими медицинскую помощь. К концу 2007 года на Дону было 50 таких представителей СМО, сегодня их уже 102 и прием пациентов они ведут в 168 больницах и поликлиниках (некоторые сразу в двух или трех). С легкой руки местной прессы представителей страховщиков назвали адвокатами пациентов или, по моде нынешнего времени, омбудсменами. Федеральный фонд ОМС, досконально изучив опыт работы института представителей СМО, рекомендовал его для применения территориальным фондам ОМС других субъектов РФ.

А судьи кто?

— По замыслу авторов идеи, — рассказывает начальник отдела экспертизы медицинской помощи и защиты прав застрахованных РОФОМС Лариса Агапонова, — институт представителей призван усилить влияние страховых компаний на процесс организации медицинской помощи в ЛПУ и повысить ответственность за показатели удовлетворенности этой помощью населения. Для этого были разработаны нормативные документы и, в частности, регламент взаимодействия участ­ников ОМС и порядок работы представителей. Представителям поручалось решать проблемы, которым до сих пор в лечебных учреждениях не уделялось должного внимания: выявлять нарушения прав застрахованных на бесплатную диагностику и лечение, принимать меры по устранению этих нарушений, информировать руководителей ЛПУ о недостатках и контролировать выполнение принятых мер. Под особым контролем адвокатов была оценка удовлетворенности населения медицинскими услугами.

— При формировании института представителей страховщиков перед нами встал вопрос: какое образование должны иметь принимаемые на данную работу люди? — включается в разговор начальник контрольно-информационного отдела РОФОМС Александр Бондарь. — Сначала мы отдавали предпочтение медикам. Все-таки они лучше других знают специфику работы ЛПУ. С другой стороны, опыт показал, что желание помочь, убежденность в своей правоте и твердое намерение добиться справедливого решения проблемы позволяют хорошо работать на этих местах людям с различным уровнем образования. Главными стали личностные качества человека, и потому на должность адвокатов пациентов мы охотно принимали в...