Медицинский Вестник №20 (561) / 2011

Александр ЛЕБЕДЕВ: успешная модернизация отрасли невозможна без новой идеологии, философии и политики

1 июля 2011

С точки зрения социального гигиениста, здравоохранительная политика — это искусство управления здоровьем населения, то есть государственная, общественная и профессиональная деятельность в сфере здравоохранения, направленная на сохранение и укрепление здоровья нации. О том, как это коррелирует с современным состоянием отечественного здравоохранения, размышляет доктор медицинских наук, профессор кафедры управления, экономики здравоохранения и медицинского страхования РГМУ им. Н.И. Пирогова Александр ЛЕБЕДЕВ.

С точки зрения социального гигиениста, здравоохранительная политика — это искусство управления здоровьем населения, то есть государственная, общественная и профессиональная деятельность в сфере здравоохранения, направленная на сохранение и укрепление здоровья нации. О том, как это коррелирует с современным состоянием отечественного здравоохранения, размышляет доктор медицинских наук, профессор кафедры управления, экономики здравоохранения и медицинского страхования РГМУ им. Н.И. Пирогова Александр ЛЕБЕДЕВ.

«Проектная» основа

Основной целью здравоохранительной политики является обеспечение правовых, экономических и социальных гарантий каждого конкретного человека в части формирования, укрепления и сохранения здоровья, в соответствии с общепринятыми международными правовыми нормами и основным законом государства — Конституцией.

Еще одной целью является преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью, обществом и бизнесом в части обеспечения доступности и безопасности медицинской помощи. Иными словами, суть здравоохранительной политики заключается в создании условий, гарантированно обеспечивающих равный доступ всего населения государства к услугам системы здравоохранения.

В этом контексте очевидно, что к первоочередным задачам федерального и регионального уровней относится формирование законодательных основ работы системы, разработка и реализация целевых программ, направленных на профилактику заболеваний и санитарно-эпидемиологическую безопасность, всесторонняя поддержка на общегосударственном уровне идеологии здорового образа жизни. Практическое решение этих задач является базисом для принятия решений по осуществлению материальных вложений в деятельность отрасли.

Специфической характеристикой проводимой сегодня здравоохранительной политики является так называемая проектная основа ее реализации, ярким примером которой является ПНП «Здоровье». Однако вряд ли возможно рассчитывать, что только за счет реализации данного проекта задача формирования здорового образа жизни, общественного здоровья и модернизации здравоохранения может быть решена. Не случайно, по мнению экспертов ВОЗ, «… ПНП «Здоровье» является всего лишь «фрагментарным усилием» в области охраны здоровья населения России. Бессмысленно заниматься модернизацией здравоохранения и укреплением общественного здоровья, не обеспечив модернизацию политики, как в сфере охраны здоровья, так и в организации самой системы здравоохранения».

В этой связи здравоохранительная политика должна быть переориентирована с «проектного» подхода на системно-программный принцип реформирования отрасли. Он предполагает, с одной стороны, институциональное и правовое оформление государственных программ медицинского обслуживания населения, реализуемых субъектами лечебно-профилактической сети независимо от формы собственности, территориальной и ведомственной принад­лежности, и с другой — систематизацию политико-правовых и организационных мер, направленных на охрану «здоровья ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.