Медицинский Вестник №16 (521) / 2010

Александр Линденбратен: искусство управления — в умении идти на компромисс

1 июня 2010

Похоже, государство всерьез взялось за реформирование отечественного здравоохранения: принимаются новые законы, разрабатываются программы модернизации медицинской и фармацевтической промышленности, вводятся новые образовательные стандарты, год от года растет финансирование... И все-таки ситуация в отрасли не воспринимается как благополучная. Где же камень преткновения? По мнению заместителя директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Александра Леонидовича ЛИНДЕНБРАТЕНА, в неэффективном механизме управления. От том, как можно изменить ситуацию, он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

Похоже, государство всерьез взялось за реформирование отечественного здравоохранения: принимаются новые законы, разрабатываются программы модернизации медицинской и фармацевтической промышленности, вводятся новые образовательные стандарты, год от года растет финансирование... И все-таки ситуация в отрасли не воспринимается как благополучная. Где же камень преткновения? По мнению заместителя директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Александра Леонидовича ЛИНДЕНБРАТЕНА, в неэффективном механизме управления. От том, как можно изменить ситуацию, он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

— Александр Леонидович, у вас есть какой-то свой рецепт реформирования отрасли?

— Какого-то одного волшебного средства быть не может, но если попытаться сформулировать ответ наиболее кратко, то рецепт — улучшение управления отраслью, так как все остальное так или иначе входит в это понятие. Например, мы обычно говорим, что одна из главных проблем отрасли — низкий уровень финансирования, но ведь очевидно, что ресурсное обеспечение — одна из составляющих управленческой стратегии и тактики.

В общем, это очень серьезная проблема. В опубликованном проекте Концепции развития здравоохранения до 2020 года вообще не было раздела «Управление»! Единственное, что я нашел в этой концепции в связи с управлением — повторяемый в нескольких местах тезис: переход к самоуправляемым медицин­ским организациям. Самоуправление, конечно, замечательная вещь, но не может вся система здравоохранения строиться на этом принципе.

— Какими должны быть управленческие механизмы для того, чтобы система заработала эффективно?

— По моему мнению, тут несколько проблем. И прежде всего, недостаточный уровень компетентности тех или иных органов и исполнителей именно в управленческом аспекте. Ни в коем случае не хочу кидать камни в чей-то огород, но управленцев для здравоохранения необходимо целенаправленно готовить. Сущест­вующий механизм выдвижения на руководящие должности в отрасли наиболее активных и грамотных врачей не может быть основой кадровой политики. Этого, как минимум, недостаточно. При этом необходимо, чтобы управленец в здравоохранении очень хорошо был знаком со спецификой отрасли. Причем речь идет не только о наличии диплома, но и о желании и предрасположенности к такого рода работе.

И в том случае, если потенциал руководителя как управленца и экономиста настолько высок, что должен быть использован в отрасли, он не может обойтись без штата квалифицированных помощников, знающих отрасль изнутри. В идеале картина предстает такой: грамотный заместитель подсказывает министру, как и что нужно делать, а не только лишь выполняет поручения, обусловленные решениями, принимаемыми в правительстве.

В реальности же получается, «ка...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.