Медицинский Вестник №35 (648) / 2013
Английская модель
Выпускник Английской медицинской школы Брюс Клименсон в течение 25 лет работает в системе подготовки и обучения врачей общей практики Великобритании. Имея базовое образование по общеврачебной практике, Брюс читает лекции и проводит занятия по различным вопросам паллиативной медицины, а также принимает участие в аттестации специалистов. В беседе с корреспондентом «МВ» Ириной Петрухиной Брюс КЛИМЕНСОН рассказывает об особенностях постдипломного этапа обучения врачей общей практики в Англии.
Выпускник Английской медицинской школы Брюс Клименсон в течение 25 лет работает в системе подготовки и обучения врачей общей практики Великобритании. Имея базовое образование по общеврачебной практике, Брюс читает лекции и проводит занятия по различным вопросам паллиативной медицины, а также принимает участие в аттестации специалистов. В беседе с корреспондентом «МВ» Ириной Петрухиной Брюс КЛИМЕНСОН рассказывает об особенностях постдипломного этапа обучения врачей общей практики в Англии.
— Скажите, пожалуйста, как выглядит механизм постдипломного обучения специалистов в Великобритании?
— В нашей стране лицензии на медицинскую деятельность имеют около 30 тысяч врачей общей практики. Особенность английской модели постдипломного образования в том, что это непрерывный процесс, который не ограничивается определенными временными рамками. Его механизм предельно прост и вместе с тем весьма рационален. Он включает в себя аттестацию врачей, выбор соответствующих методов обучения, а также ежегодный контроль выполнения личного плана обучающихся.
— Как в вашей стране происходит аттестация врачей?
— Аттестация специалистов впервые была введена десять лет назад. По сути, этот процесс объединяет сертификацию и аккредитацию, а также является частью системы лицензирования. Генеральный медицинский совет Великобритании (GMC) на правах высшего органа системы оказания медицинской помощи разрабатывает требования, в соответствии с которыми каждый врач должен проходить ежегодную обязательную аттестацию. Сам механизм аттестации при этом различен. Так, к врачам амбулаторного звена предъявляются одни требования к освоению определенных знаний и практических навыков, в госпитальном сегменте существуют другие требования и стандарты.
— Учитывается ли при проведении аттестации специальность и профиль работы врача?
— Да, учитывается, в госпиталях и отделениях существуют разные подходы к аттестации. К примеру, аттестация врачей-хирургов проходит по одному сценарию, аттестация терапевтов — по другому. Впрочем, даже в пределах одной специальности есть серьезные различия в механизме аттестации.
— Например?
— Допустим, результативность работы хирургов оценивается по разным критериям, в том числе и по показателю «Процент успешных операций». Понятно, что есть врачи, которые выполняют простые хирургические манипуляции, в то время как их коллеги проводят высокотехно...